Танки Венгрии в 1920-40-х годах

Hungary_tanksВенгры заинтересовались созданием бронетанковых подразделений сразу после окончания Первой Мировой войны и создания своего национального государства. Однако Трианонский мирный договор рассматривал Венгрию как побежденную страну и соответственно накладывал ограничения на численность и вооружение армии – в частности на создание и покупку танков. 
Однако, уже в 1920 г. Венгрия тайно через посредничество шведской фирмы приобрела у Германии 14 танков LK-II, которые удалось скрыть от контрольных комиссий союзников. Эти танки использовались прежде всего для обучения военных способам противотанковой обороны и взаимодействию бронетехники с другими родами войск.
На рубеже 1920-30-х годов, когда контроль союзников за соблюдением договоров ослаб, Венгрия начала опытные закупки танкеток и легких танков. Так в 1928 году приобрели 2 танкетки «Карден-Ллойд» Мк VI, в 1931 г. — пять итальянских танков FIAT 3000В, в 1934 году — один немецкий легкий танк Pz. IA. В 1935 г. начались первые массовые закупки бронетехники. В Италии были закуплены 30 танкеток CV 3/33, получивших венгерское обозначение 35М, в 1936 году — 121 танкетка CV 3/35 (37М). Венгры установили на них свои 8-мм пулеметы образца 34/37М.
Однако, армия желала получить «полноценный танк», созданный венгерскими заводами. Еще в 1934 г. венгерский инженер Штраусслер начал разработку колесно-гусеничного танка V-3. Верхние лобовые листы устанавливались под значительными углами наклона и имели максимальную толщину брони 23 мм. Борта защищались 13-мм бронелистами, днище и крыша имели толщину 9 мм. Предполагалось, что V-3 будет комплектоваться одним 8-мм пулеметом Gebauer. Экипаж танка должен был состоять из 3-х человек.
В задней части корпуса устанавливался бензиновый двигатель мощностью 100 л.с. Прототип смог развить скорость по шоссе до 45 км\ч и до 35 км\ч на местности. Танк мог преодолевать уклон 88% (40°) и брод глубиной до 0,9 м. Полная масса танка составила 8 тонн.
В 1935 г. V-3 оснастили поплавками и гребным винтом диаметром 450 мм, после чего танк успешно испытали на плаву. Максимальная скорость V-3 при движении по спокойной воде составила до 8 км\ч.
В 1937 году на испытания был принят новый вариант танка Штраусслера — V-4. На танке устанавливался бензиновый двигатель мощностью 160 л.с. В ходовой части были добавлены по два поддерживающих ролика с каждого борта. На модернизированном прототипе устанавливалась шестигранная башня со скошенными бортами, в которой размещались 40-мм пушка 37М и 8-мм пулемет Gebauer. В корпусе танка, находился второй пулемет. Экипаж V-4 довели до 4-х человек: водитель, командир, наводчик и заряжающий. Лобовая броня была увеличена до 26мм. Масса танка достигла 12т.
Вместе с образцами танков Pz.Kpfw. I и Landsverk L-60 боевая машина Штраусслера приняла участие в конкурсе, объявленном венгерской армией в 1937 году. Несмотря на положительное мнение военных, относительно ходовых качеств V-4 победителем стал шведский танк L-60.Его и решили взять как образец для танка венгерского производства, получившего название 38М Toldi. Был заключен лицензионный контракт на развертывание производства этих танков в Венгрии. В проект фирмы Landsverk по требованию заказчика были внесены незначительные изменения. В результате корпус танка и ходовая часть с индивидуальной торсионной подвеской существенных изменений, по сравнению со шведским прототипом, не претерпели. Незначительной переработке подверглась башня, в частности, люки в бортах, смотровые щели, а также маска пушки и пулемета. Карбюраторный двигатель Bussing-NAG L8V/36TR мощностью 155 л.с., сообщавший танку максимальную скорость 50 км/ч, поставлялся из Германии, так же как и приборы наблюдения и прицеливания. В отличие от шведского прототипа, вооруженного 20-мм автоматической пушкой Madsen, в башне Toldi установили 20-мм самозарядное противотанковое ружье швейцарской фирмы Solothurn, производившееся в Венгрии по лицензии под обозначением 36М. Питание ружья осуществлялось из магазина на пять патронов. Практическая скорострельность составляла 15—20 выстр/мин. С ружьем был спарен 8-мм пулемет 34/37М. Боекомплект — 208 патронов к ружью и 2400 — к пулемету. Лоб, корма и борта корпуса и башни защищались 13-мм броней, крыша и днище — 6-мм, а маска — 20-мм. Производство танков на венгерских заводах началось в 1939 г.
Практически сразу после начала поступления танков в войска от военных пошли предложения по усилению лобовой брони танка – она была увеличена за счет наложения 20мм бронеплиты – этот вариант получил наименование 38М Toldi II – его производство началось в 1941 г. После вступления Венгрии в войну против СССР выяснилось, что 20мм орудие не представляет особой опасности для советских танков, а его действие против укреплений является ничтожным. Стремясь максимально быстро ликвидировать это отставание, венгерские инженеры разработали новую башню для Toldi II, рассчитанную на установку 40мм танкового орудия 42М с длиной ствола 45 калибров и дульным тормозом. С пушкой спарили модернизированный 8-мм пулемет 34/40АМ, часть ствола которого, выступавшая за пределы маски, прикрывалась броневым кожухом. Толщина брони маски достигала 35 мм. Масса танка возросла до 9,35 т, скорость снизилась до 47 км/ч. На кормовую стенку башни по образцу немецких танков навешивался ящик для перевозки снаряжения. Эта машина получила обозначение 38М Toldi IIА.
В опытном порядке Toldi II А оборудовался навесными 5-мм броневыми экранами, защищавшими борта корпуса и башни. Боевая масса при этом возросла до 9,85 т.
В конце 1942 года фирма Ganz предложила новый вариант танка — 43М Toldi III с увеличенной до 20 мм лобовой броней корпуса и башни. Маска пушки и рубка механика-водителя защищались 35-мм броней. В отличие от Toldi II броня была не «слоеной» — состоящей из наложенных бронелистов, а гомогенной. Уширенная корма башни позволила увеличить боекомплект пушки до 87 выстрелов. Однако произведено было всего 6 экземпляров Toldi III.
Была предпринята попытка создания на шасси Toldi легкой противотанковой САУ (Toldi pancelvadasc), аналогичной немецкой установке Marder. Вместо башни в средней части корпуса в открытой сверху и легкобронированной сзади рубке установили немецкую 75-мм противотанковую пушку Рак 40. В специальных ящиках, закрепленных на крыше моторного отделения, размещался боекомплект. Однако эта САУ осталась только в опытном экземпляре, венгерская армия стала массово закупать Marder II.
С танками Toldi связан и последний эпизод сотрудничества Венгрии со шведскими фирмами – в 1941 г. Landsverk получил заказ на проектирование среднего танка для Венгрии с 57мм орудием, максимально унифицированного с освоенным в производстве Toldi – проект получил название Lago.
Однако он не был принят венграми, которые решили сосредоточиться на совершенствовании танков Turan, зато стал основой шведского среднего танка М/42.
Еще одной шведской бронированной машиной, производившейся по лицензии в Венгрии, была ЗСУ 40M Nimrod. Изначально создававшаяся как противотанковая САУ, Nimrod оказался очень успешен как средство ПВО. Установка была создана на увеличенной на 1 каток базе танка L-60, который уже осваивала венгерская промышленность, основным ее вооружением была автоматическая 40мм пушка Bofors (производившаяся по лицензии под маркой 36М). Орудие имело прицелы для стрельбы по воздушным и наземным целям, снаряды находились в обоймах по 4 штуки в одной.
В 1940 г. ЗСУ Nimrod была принята на вооружение. Корпус был сварен из броневых листов толщиной 6-13 мм. На машинах первой серии ставились немецкие двигатели, а на второй — уже лицензионные двигатели венгерского производства. По агрегатам машина была максимально унифицирована с танками Toldi.
В 1943 г. венгерскими инженерами был разработан проект универсальной САУ/ЗСУ на базе Nimrod, вооруженной зенитным орудием Bofors калибра 80мм. Предполагалось, что эта машина будет одинаково эффективна, как средство ПВО и как противотанковая установка. Однако проект не пошел дальше чертежей.
После оккупации Чехословакии немецкими войсками в 1939 г. немцы провели тщательный учет всех чешских танков, как серийных, так и опытных, для того чтобы решить – какие из них вводить в состав вермахта и производить в дальнейшем. Варианты разрабатывавшихся чехами средних танков (в том числе наиболее «доведенный» Т-21) их не заинтересовали, поскольку были менее совершенны, чем Pz. III или Pz. IV. Тем не менее, танку Т-21 была суждена долгая жизнь в венгерской службе. Венгры, в 1939 г. получившие сведения о чешских танках, весьма заинтересовались ими, так как планировали дополнить свои бронетанковые силы более защищенной и вооруженной машиной, чем легкие танки Toldi. С разрешения немцев венгры приобрели лицензию на производство доработанного танка Т-21, получившего наименование 40M Turan. От прототипа он отличался установкой венгерского двигателя, радиостанции, несколько измененной башней и установкой полуавтоматического 40мм танкового орудия 41М (вместо 47мм чешкой пушки).
Принимая во внимание факт несоответствия танков Turan современной военной обстановке весной 1941 года появилось несколько проектов их модернизации. Вариант, рассмотренный в мае 1941 г., предусматривал установку 75-мм пушки 41М с длиной ствола 25 калибров и горизонтальным клиновым затвором. Для этого пришлось увеличить высоту башни на 45 мм и изменить размеры командирской башенки.
Модернизированный таким образом танк визуально отличался оригинальной бронировкой противооткатных устройств орудия. После затяжного периода проектирования и испытаний танк был принят на вооружение в мае 1942 года под обозначением Turan II. Его серийное производство было развернуто в 1943 году. С конца 1943 г. танки Turan II получили дополнительное бронирование корпуса и башни экранами.
Последняя модификация 44М Turan III появилась в декабре 1943 года и была связана с попыткой установки длинноствольной 75-мм пушки по аналогии с немецким танком Pz.IV Ausf.F2\Ausf.G. Параллельно предполагалось усилить броню лобовой части корпуса и башни до 80 мм, а также доработать башню путем установки надстройки со скошенным передним бронелистом и командирской башенкой. Соответственно, масса танка Turan III увеличилась до 23 тонн, что при прежней мощности двигателя Turan-Z снизило удельную мощность с 13,5 до 11,3 л.с.\т.
Поскольку танк 40М к 1942 г. явно устарел, а, с другой стороны, он был уже хорошо отработан промышленностью, было принято решение создать на его основе САУ в двух вариантах: противотанковом и штурмовом. Артиллерийская установка, в соответствии с венгерской традицией получила собственное имя – Zrinyi.
Изначально рассматривался вариант создания открытой штурмовой САУ со 105мм гаубицей, близкой по типу к немецким Sturmpanzer.
Однако он реализован не был – военные приняли решение, что САУ, действующая в непосредственном контакте с противником, должна иметь полностью забронированное боевое отделение.
Первый прототип САУ 44М Zrinyi I начали строить в мае 1943 г. и завершили к январю 1944 г. Для него было выбрано шасси танка без каких-либо улучшений. Вместо башни была установлена низкая бронированная рубка (лобовая броня была увеличена до 100мм, бортовая и кормовая аналогично танку Turan), полностью закрытая со всех сторон, в которой устанавливалась 75-мм длинноствольная пушка MAVAG 43.M (длина ствола 43 калибра) с боезапасом 80 снарядов. Всего было построено 6 единиц противотанковых САУ.
Второй вариант САУ – 43М Zrinyi II, поступил на испытания раньше — в декабре 1942 г. На нем устанавливалось 105-мм орудие 40\43.М (длина ствола 20 калибров), эффективное не только против укреплений, но и против легких и средних танков. Толщина лобовой брони была немного меньше – 75 мм, но в остальном эта модификация не уступала 43М Zrinyi I. Этот вариант стал самым массовым типом венгерских САУ – произведено больше 100 машин. Как САУ поддержки пехоты машина показала себя неплохо, но как противотанковое средство (а в этой, несвойственной ей роли, САУ приходилось также выступить) в целом неудачно.
В 1943 г. разрабатывался еще один проект САУ на базе танка Turan – 105 мм длинноствольная гаубица для стрельбы с закрытых позиций – близкое по конструкции к немецким САУ Grille и Hummel. Однако проект не вышел из стадии проектирования.
Последним танком, созданным в период Второй Мировой войны в Венгрии, стал опытный тяжелый танк Tas.
Танк начали проектировать в 1943 г., и в августе уже приступили к созданию опытного образца без башни. Корпус танка и башня были сварными, лоб корпуса имел толщину от 100 до 120мм, борта 50мм. Танк предполагалось вооружить 75мм длинноствольной венгерской пушкой 43М, однако, позднее было решено остановиться на немецком 75мм орудии, аналогичном тому, что устанавливалось на танк Pz. V Panther. Венгры приобрели лицензию на производство этих пушек. С пушкой должен был быть спарен 8мм пулемет, а второй предполагалось расположить в корпусе. Новый мощный двигатель для этого танка был только в стадии разработки, поэтому на прототип установили спарку двигателей по 260 л.с., что обеспечивало танку массой 38 т. скорость до 45 км/ч. Опытный образец с башней готовился к испытаниям, однако  был уничтожен в ходе одной из бомбардировок в 1944 г.
Существовал вариант макета танка Tas с башней похожей на башню на Pz. VI Tiger, для установки в нее 88мм орудия, однако более никаких подробностей об этом проекте неизвестно.
Вместе с танком Tas проектировалась и противотанковая САУ на его базе, вооружить которую планировалось 88 мм орудием KwK 36 или KwK 43 (стоявшее на Pz. VI Ausf. B «Tiger II») по другому проекту. Лобовое бронирование, установленное под хорошими углами, составляло по плану 120 мм.

Однако, провал программы создания танка Tas похоронил и эту очень интересную по концепции САУ.

Источники:
Хейгль. Танки (справочник). М., 1936.
Холявский Л.Г. Полная энциклопедия танков мира: 1915 — 2000 гг. М., 2002.
Холявский Л.Г. Энциклопедия бронетехники. Гусеничные боевые машины. М., 2003.
Барятинский М. Танки Хонвендшега// Бронеколлекция, 2005. №3.
Bonhardt Attila, Sarhidai Gyula, Winkler Laszlo. A magyar kiralyi honvedseg fegyverzete. 1993.
forum.valka.cz

Автор статьи: alex mistch (оригинал)

Рубрика: История танков | Ваш отзыв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *