История танка 121 (Type 69)

Продолжим знакомство с китайской техникой, а именно топ-СТ 10 уровня «121». Со слов разработчиков это будет один из вариантов танка WZ121 (Тип 69).

Тип 69 (заводской индекс WZ121) — развитие танка Тип 59. Тип 69 первоначально отличались от Тип 59 двухплоскостным стабилизатором и приборами ночного видения. На более поздние варианты устанавливались британские 105-мм нарезные орудия и системы автоматизированного управления огнем.

Стал первым основным танком китайского производства. Первоначально было выпущено около 150 танков Тип 69-I со 100-мм гладкоствольной пушкой собственного производства, в боекомплект которой входили выстрелы с бронебойным подкалиберным, а также кумулятивным и осколочным снарядами.

С 1982 года выпускался танк Тип 69-II с прежней 100-мм нарезной пушкой. В боекомплект этой пушки включены выстрелы с бронебойным подкалиберным, осколочным, бронебойно-фугасным снарядами. Все выстрелы — китайского производства.

Пушка стабилизирована в двух плоскостях, приводы наведения — электрогидравлические. Наводчик имеет телескопический прицел Тип 70, перископический дневной прицел с зависимой стабилизацией поля зрения, отдельный ночной прицел на основе ЭОП первого поколения с дальностью действия до 800 м. У командира установлен перископический двухканальный прицел Тип 69 с ночным каналом на таком же ЭОП. Для подсветки целей служит ИК прожектор, установленный на передней части башни. СУО TSFCS включает лазерный дальномер, смонтированный над стволом пушки, и электронный баллистический вычислитель. Прицел наводчика имеет встроенную систему выверки. Позже в состав СУО включили баллистический вычислитель с датчиками ветра, температуры воздуха, углов возвышения и наклона оси цапф пушки.

Броня корпуса и башни монолитная, борта корпуса защищены противокумулятивными экранами.

На танке установлен четырехтактный дизельный двигатель 12150L-7ВW, аналогичный двигателю советского танка Т-55. Танки имеют механическую трансмиссию, гусеницу с резинометаллическими шарнирами.

Тип 69 оснащен радиостанцией «889» (позже заменена на «892»), ТПУ «883»; на командирских машинах установлено по две радиостанции «889». Устанавливаются ФВУ, термодымовая аппаратура, полуавтоматическое ППО. На части машин турель 12,7-мм зенитного пулемета защищена бронещитом.

На шасси танка Тип 69 выпущены: спаренная 57-мм ЗСУ Тип 80 (внешне похожа на советскую ЗСУ-57-2, но с бортовыми экранами); спаренная 37-мм ЗСУ, вооруженная автоматическими пушками Тип 55 (на основе советской пушки обр. 1937 г.); БРЭМ Тип 653; танковый мостоукладчик Тип 84.

Танки Тип 69 поставлялись в Ирак, Таиланд, Пакистан, Иран, КНДР, Вьетнам, Конго, Судан, Саудовскую Аравию, Албанию, Кампучию, Бангладеш, Танзанию, Зимбабве.

Модификации

  • Tип 69 — базовый вариант, оснащен 580-сильным дизелем, 100-мм гладкоствольной пушкой, инфракрасными приборами прицеливания, лазерным дальномером. Производился ограниченно.
  • Тип 69-I — вариант со 100-мм нарезной пушкой вместо гладкоствольной, примитивной системой управления огнем, инфракрасным прожектором и ситемой ПАЗ. Серийно не выпускался.
  • Тип 69-II — экспортный вариант, разработанный в 1982 году. Эта модификация похожа на Тип 69-I со 100 мм НП и примитивной СУО. На Тип 69-II установлены новая радиостанция Type 889 и резиновые бортовые экрананы. Позднее Тип 69-II были оснащены решетчатыми металлическими экранами для обеспечения дополнительной защиты от кумулятивных снарядов и дымовыми гранатомётами.
  • Тип 69-IIB — командирский вариант, оснащен дополнительной командирской радиостанцией, второй радиоантенной и вспомогательной силовой установкой. Поставлялся только на экспорт.
  • Тип 69-IIC — вариант Типа 69-IIB с одной радиоантенной, общей для двух радиостанций. Поставлялся только на экспорт.
  • Тип 69-III (или Тип 79) — улучшенный вариант с новой британской СУО Marconi и усовершенствованной 105-мм НП с теплозащитным кожухом. Танк оборудован ночным прицелом с ЭОП (на более поздних вариантах — тепловизором).

Боевая и техническая характеристики танка Тип 69-II

Боевая масса ............................. 36,7 т
Экипаж ................................... 4 чел.
Высота по крыше башни .................... 2400 мм
Пушка .................................... 100-мм нарезная
Боекомплект .............................. 44 выстрела
Типы боеприпасов ......................... БПС, БФС, ОФС
Дальномер ................................ лазерный
Стабилизатор ............................. электрогидравлический
Баллистический вычислитель ............... электронный
Заряжание ................................ вручную
Пулеметы ................................. один 12,7-мм, один-два 7,62-мм
Броневая защита .......................... монолитная
Максимальная скорость .................... 50 км/ч
Запас хода по шоссе ...................... 440 км
Двигатель ................................ двенадцатицилиндровый дизель
Мощность двигателя ....................... 426 кВт (580 л.с.)
Трансмиссия .............................. механическая
Подвеска ................................. торсионная
Гусеница ................................. с ОМШ
Глубина преодолеваемой водной преграды ... 5 м (с подготовкой)

Источник: Современные танки. Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — C. 94-95

Рубрика: История танков | Метки: | Ваш отзыв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *