История танка Чи-То

В начале 1943 года армейское командование потребовало от ведущих конструкторских фирм предоставить более современный средний танк, чем имевшиеся тогда на вооружении машины типа «Чи-Ха», которые в противоборстве с аналогичными американскими «собратьями» имели немного шансов на успех. Первоначальный заказ оговаривал установку пушки калибром 57-мм, но уже тогда было ясно, что эффективно поражать танки противника такое орудие способно только на небольших расстояниях. Более рациональным тогда оказалась пушки калибром не менее 70 мм, что и было оговорено в обновленном ТТЗ. Чтобы облегчить себе работу инженеры фирмы Mitsubishi, где началось проектирование нового танка, решили использовать элементы ходовой части тогда ещё опытного среднего танка Тип 3 («Чи-Ну»), удлинив её на один опорный каток для компенсации большей массы. Кроме того, для улучшения ходовых качеств потяжелевшей машины пришлось до 450 мм расширить гусеничные траки и увеличить общую ширину танка, что обеспечило давление на грунт 0,82 кг\см.кв.
Частые упоминания о явном заимствовании форму корпуса и башни от немецких тяжелых танков типа Pz.V «Panther» и Pz.VI «Tiger» не следует воспринимать буквально. Японские инженеры действительно часто обращались к опыту танкостроителей из Германии, однако это совершенно не говорит о копировании идей немецких специалистов, тем более что так называемое «рациональное» расположение бронелистов придумали совсем не они.
Тем не менее, по бронированию «Чи-То» превзошел абсолютно все японские танки того периода. Лобовой башенный лист, установленный под углом 75 градусов, имел толщину 75 мм, бортовые бронелисты (угол наклона 70-80 град.) — от 35 до 50 мм. Поскольку выпуск литой башни был сопряжен с большими техническими трудностями её пришлось собирать методом сварки из трёх частей. Корпус также собирался из наклонных бронелистов (от 60 до 90 град.) толщиной от 25 до 75 мм. Казалось бы, защищенность «Чи-То» позволяла ему на равных бороться с любым британским или американским танком, однако из-за острой нехватки дефицитных материалов японским инженерам пришлось использовать броню более низкого качества, содержащей на 3,5% больше никеля.
Но главной особенностью танка стала установка 75-мм пушки Тип 4 длиной 56 калибров с усиленным лафетом, которая представляла собой доработанную под установку в танковую башню зенитного орудия. Тем не менее, обладая начальной скоростью снаряда 850 м\с, эта пушка без особых проблем могла пробить лобовую броню танка типа M4 «Sherman» с дистанции до 1000 метров. Общий вес артиллерийской системы составил 2221 кг. Угды вертикального наведения — от — 6.5 до +20 градусов.
Полный экипаж включал 5 человек: в трехместной башне размещались места командира, наводчика и стрелка, и в передней части корпуса разместили водителя и механика. В левом борту корпуса устанавливалась радиостанция. Силовая установка состояла из дизельного двигателя Mitsubishi Type 4 мощностью 400 л.с., размещенного в кормовой части корпуса.

Постройка первого прототипа среднего танка Тип 3 «Чи-Ну» начала в апреле 1943 г. и была завершена ближе к концу войны. Предъявленный на испытания образец обладал массой конструктивных дефектов, что не позволило сразу наладить его серийное производство. Процесс доработок затянулся до весны 1945 г., когда в марте прошли полномасштабные баллистические испытания артсистемы, а в апреле был достроен второй опытный образец.
По всей видимости, на этот раз «Чи-То» удовлетворил большую часть требований военных, что привело к заказу на партию из 6 предсерийных машин. Насколько была близка к его выполнению фирма Mitsubishi остается только догадываться, поскольку в 15 августа 1945 года Япония предпочла капитулировать. Одним из факторов, приведших к задержке производства, стала недоведенность дизельного двигателя Тип 4. Что касается прототипов (так и не прошедших полный испытательный цикл), то одна из машин была отправлена в 28-й танковый полк, расквартированный в г.Нарасино (префектура Тиба) и в сентябре её конфисковали американцы. О втором экземпляре сведения отсутствуют.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
Тип 4 «Чи-То» образца 1945 г

БОЕВАЯ МАССА

30000 кг

ЭКИПАЖ, чел.

5

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина, мм

6343

Ширина, мм

2865

Высота, мм

2772

Клиренс, мм

400

ВООРУЖЕНИЕ

одна 75-мм пушка «тип 2» и два 7,7-мм пулемета «тип 97»

БОЕКОМПЛЕКТ

55 (по другим данным — 77) снарядов и 5400 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

?

БРОНИРОВАНИЕ

лоб башни — 75 мм
борт башни — 35-50 мм
борт корпуса — 35-50 мм
лоб корпуса — 75 мм
днище — 20-50 мм
крыша — 20 мм

ДВИГАТЕЛЬ

Mitsubishi Type 4, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 400 л.с. при 2000 об\мин.

ТРАНСМИССИЯ

механическая

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

(на один борт) 6 опорных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо

СКОРОСТЬ

45 км\ч

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ

250-300 км

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Высота стенки, м

1,00

Ширина рва, м

2,70

Глубина брода, м

1,20

СРЕДСТВА СВЯЗИ

?

Источник: Бронеколлекция МК. Бронетанковая техника Японии 1939-1945

Рубрика: История танков | Метки: | Ваш отзыв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *