История танка Т-24

В связи с этим, 24 октября 1925 года в Мобилизационно-плановом управлении РККА прошло совещание по проблемам танкового строительства, систематизировавшее уже ведущиеся проектно-конструкторские работы. Решением совещания фактически сворачивалось проектирование “позиционного” или “большого” (тяжелого) танка, а все усилия концентрировались на создании “маневренного” и “малого” танков. Однако в том же году стало ясно, что одними малыми танками проблему прорыва позиционной обороны противника (а именно в этом виделось тогда основное предназначение танка) решить невозможно, но создавать тяжёлые танки по тем временам посчитали слишком обременительным для бюджета. Поэтому вскоре было поставлена задача создания танка, занимающего промежуточное положение между лёгкими и тяжёлыми танками.

В ноябре 1927 года по распоряжению наркома военно-морских дел К. Е. Ворошилова Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (ГКБ ОАТ) получило техническое задание на проектирование маневренного танка. Изготовление опытного образца, получившего обозначение Т-12 (А-12), «с железным корпусом» поручается Харьковскому паровозостроительному заводу № 183 им. Коминтерна (ХПЗ). Руководитель танковой конструкторской группы на ХПЗ – И. Н. Алексенко.

В апреле 1930 года с опытным образцом танка Т-12 знакомится высший командный состав РККА – В. К. Блюхер, К. Е. Ворошилов, И. П. Уборевич, И. Э. Якир и др. Танк признан не соответствующим требованиям, предъявляемым новым танкам. В мае 1930 года в московском ГКБ ОАТ при участии конструкторов ХПЗ разрабатывается проект танка Т-24, представляющий собой модернизацию Т-12. В частности, уменьшена толщина броневых листов, увеличен запас хода по топливу, изменена конструкция башни. На Т-24 произведена полная перепланировка броневого корпуса: из кормового отделения в боковые ниши перенесены топливные баки, в носовой части предусмотрена возможность установки радиостанции. Концепция Т-12 представляла собой синтез опыта, накопленного при проектировании Т-18, и идеи многоярусного расположения вооружения, последовательно проводимой американцами на опытных средних танках серии Т.1 (мод. 1921–1925 гг.). Все вооружение (а Т-12 создавался под 45-мм пушку и 3 установки спаренных пулеметов системы Федорова) размещалось двухъярусно в башнях – главной и независимо вращающейся малой пулеметной. Серьезный недостаток такого размещения вооружения заключался в том, что вращение главной башни неизбежно сбивало наводку малой. Кроме того, многоярусность влекла за собой увеличение высоты танка до 3 м, что делало его очень заметным и трудномаскируемым.

Чистая масса танка составила 14 280 кг. В боевом положении, то есть с экипажем 4 человека, боекомплектом (100 патронов к пушке и 4000 к пулеметам), горючим и т. п., удельное давление при погружении гусеничных цепей на 100 мм в мягкий грунт составляло 0,45 кг/см2. Для танка был предусмотрен восьмицилиндровый авиамотор “Испано-Сюиза”, развивавший мощность до 200 л. с. при 1500 об/мин. При этом учитывалась его возможная замена на 180-сильный (при 1800 об/мин) специализированный двигатель.

Для Т-12 было характерным нетипичное для советского танкостроения расположение механизма-водителя – справа от продольной оси машины. В ходовой части применили весьма удачный механизм натяжения гусениц. Максимальная скорость равнялась 26 км/ч, причем планетарная коробка передач позволяла изменять режим движения на 15, 7 и 2,7 км/ч, сохраняя возможность реверса на всех скоростях. Новинкой стал и ленточный плавающий тормоз профессора В. И. Заславского.

Вертикальная бронировка выполнялась из 22-мм брони, горизонтальная– из 12-мм. Механизм поворота главной башни имел механический привод, наведение на цель пулеметной башни осуществлялось с помощью спинного упора. Т-12, как и его предшественник Т-18, оборудовался “хвостом” – он увеличивал длину машины на 690 мм и позволял переезжать через окоп шириной 2,65 м. Наибольший преодолеваемый угол подъема составлял 40 градусов. Испытывали новый танк с 28 апреля по 9 мая 1930 года. Одновременно артиллеристы провели экспериментальный обстрел 22-мм и 1 8-мм бронеплит и дали заключение о стойкости брони. Акты испытаний подписали главный инженер завода С. Н. Махонин и начальник КБ И. Н. Алексенко. По их результатам заводское КБ ГХПЗ приняло самое активное участие в доводке машины, выполнив, по существу, капитальную модернизацию исходного образца, получившего в итоге обозначение Т-24. Судя по документам, рассматривались три возможных варианта вооружения нового танка. Во всех случаях на него предстояло установить разрабатываемую 45-мм танковую пушку с плечевым упором, известную впоследствии как система образца 1930 года. По конструкции она во многом была идентична 37-мм танковой пушке образца 1927 года, но ее боекомплект включал бронебойный снаряд. Что касается пулеметов (а в расчет брался новейший ДТ), то существовал ряд комбинаций: три пулемета, размещенные, как на Т-12; вариант со спаренной установкой пушки и пулемета и трехъярусное расположение вооружения за счет установки четвертого ДТ в специальном лобовом выступе подбашенной коробки. В металле был осуществлен последний, третий вариант.

Боевая масса Т-24 составила 18,5 т (удельное давление на грунт равнялось, соответственно, 0,51 кг/см2), при этом толщина брони была оптимизирована и составила 20 мм для вертикальных плит и 8,5 мм для горизонтальных, что обеспечивало защищенность от огня крупнокалиберных пулеметов на всех дистанциях. Главной башне придали цилиндрическую форму, в крыше малой появился люк с откидной крышкой. Боекомплект орудия уменьшили до 89 выстрелов, а пулеметов увеличили до 8000 патронов. Численность экипажа возросла до 5 человек. На Т-24 применили более мощный 300-сильный авиамотор М-6 отечественного производства, но максимальная скорость снизилась до 22 км/ч. Запас хода составлял 120 км при запасе горючего 460 л.

Ходовая часть была унифицирована с артиллерийским тягачом “Коминтерн”. Силовая передача включала дисковый главный фрикцион, планетарную коробку передач, двойной дифференциал в качестве механизма поворота и простые бортовые передачи. В целом трансмиссия по конструкции агрегатов находилась на весьма высоком уровне. 27 марта 1930 года в Управлении механизации и моторизации РККА состоялось совещание по вопросу изготовления установочной серии Т-24 в количестве 15 единиц.

Серийный танк мало чем отличался от опытных Т-12 и Т-24. Его ходовая часть, впоследствии унифицированная с тягачом “Коминтерн”, осталась почти без изменений и состояла из 8 сдвоенных опорных катков на борт с вертикальными пружинными рессорами, сблокированными в четыре тележки по два, четырех поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Силовая передача включала дисковый главный фрикцион, планетарную коробку передач, двойной дифференциал в качестве механизма поворота и простые бортовые передачи.
Главной башне придали цилиндрическую форму, в крыше малой башни появился люк с откидной крышкой. Бронирование лобовой части корпуса сохранили прежним (22 мм).
Боекомплект орудия уменьшили до 89 выстрелов, а пулеметов увеличили до 8000 патронов. Численность экипажа возросла до 5 человек. На Т-24 применили более мощный 300-сильный авиамотор М-6 отечественного производства, но максимальная скорость снизилась до 22 км/ч. Запас хода составлял 120 км при запасе горючего 460 л.

Однако, не успев начаться, производство Т-24 было остановлено уже к 1931 г. За этот небольшой промежуток времени успели изготовить 28 шасси, 25 бронекорпусов и 26 башен, из которых собрали 25 “полноценных” танков. Причин здесь нашлось сразу несколько.
В 1930 г. вернувшийся из загранкомандировки начальник УММ РККА был просто околдован “вражескими” разработками – прежде всего это касалось легких танков Vickers Mk.E и Christie M1930. Немалую роль также сыграл средний танк ТГ (иногда его называют Т-22, что не совсем верно), разработанный в СССР под руководством немецкого конструктора Э.Гроттэ. По проекту ТГ обладал более сильной бронезащитой и вооружением, что делало её опасной для любого танка противника. Это повлекло за собой отказ от строительства танков отечественной разработки, что в первую очередь касалось Т-24. Вместо него на мощностях ХПЗ предстояло развернуть выпуск танков Кристи (БТ-2).
Впрочем, с таким мнением согласны были далеко не все. Так, директор харьковского завода Бондаренко, крайне негативно отнесся к идее начать производство легкого слабо бронированного американского танка, назвав его “вредительским”. На ХПЗ упорно продолжали верить, что Т-24 все-таки будет востребован, поэтому с постройкой первого прототипа танка БТ особо не торопились. Лишь в начале 1931 г., после непосредственного вмешательства руководства УММ и правительства первый опытный БТ-2 наконец был собран и готов к испытаниям.

Судьба танков Т-24, принятых РККА, оказалась довольно прозаичной. Вплоть до 1932 г. эти танки оставались некомплектными, так как 45-мм пушки для них все ещё не были готовы. Когда дело дошло до полного оснащения средних танков, оказалось, что в этом нет большой необходимости. Уже тогда стало очевидным, что легкие танки БТ-2 и Т-26 с 37-мм пушками, смогут решать большинство задач, ранее возлагаемых на Т-24. Кроме того, на испытания поступил намного более мощный средний танк Т-28. В итоге, официального распоряжения о принятии на вооружение танков Т-24 так и не последовало. Из 24 машин 18 были направлены в Харьковский Военный Округ (ХВО), где их должны были использовать как “танки усиления”, но на деле Т-24 были отданы учебному танковому подразделению. Один танк остался в Московском ВО и числился за ВАММ РККА им.Сталина. Еще пять машин находились в распоряжении танко-артиллерийских полигонов.

Окончательное решение о снятии с эксплуатации средних танков Т-24 последовало только в 1938 г., когда в РККА решили упорядочить имеющееся имущество. К этому времени техническое состояние Т-24 было весьма плачевным. Большинство машин находилось не на ходу из-за поломок двигателей, трансмиссии и ходовой части. Почти все Т-24 были частично разоружены и разбронированы. В таком виде 22 сохранившихся танка и решили отправить на склады. Однако 2 марта 1938 г., по приказу наркома вооружений те же 22 танка надлежало передать в приграничные укрперайоны.

Здесь история Т-24 приобретает новый, более интересный оборот. Согласно этому распоряжению Белорусский ВО должен был получить 10 танков (6 из ХВО, 1 из МВО и 3 со склада №37), а в Киевский ВО передавалось 12 танков (все из ХВО). Эти “полуфабрикаты” надлежало превратить в БОТы – бронированные огневые точки, что несколько ранее уже проделали с Т-18. С поступивших танков полностью снимали практически все узлы и агрегаты ходовой части (оставляли только опорные катки для буксировки), двигатели, а также пулеметные башни со старым вооружением. Вместо них в основной башне устанавливалась 76,2-мм пушка (Л-10 или КТ-28, сейчас это трудно установить) и 7,62-мм пулемет в шаровой установке справа от него. По всей видимости, этот процесс сильно затянулся, так как на немецких фотографиях, сделанных летом 1941 г., отчетливо видны перевооруженные БОТ Т-24 которые даже не успели закопать в землю. К сожалению, информация о боевом применении остальных БОТов не сохранилась. Также есть информация о том, что к 1941 г. остался только один комплектный танк Т-24 в распоряжении полигона НИБТ, но осенью 1941 г. он, видимо, был отправлен на фронт.

Рубрика: История танков | Метки: | Ваш отзыв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *