История танков МС-1

В 1919 году в боях под Одессой бойцы Красной Армии захватили два французских танка «Renault». Их было решено вручить вождю мирового пролетариата, товарищу Ленину. 1 мая 1919 года один из танков прошел по Красной площади. Ленин с огромным интересом осмотрел диковинную по тем временам машину, и, буквально, к концу лета того же года было принято решение начать изготовление своих, отечественных, «пролетарских» танков. Трофейного «француза» отправили на завод «Красное Сормово», который должен был заниматься созданием грядущей танковой мощи молодой советской державы. Не обошлось, правда, без конфуза. Когда проверяли комплектность прибывшего танка, оказалось, что по пути из Москвы в Нижний Новгород исчезли некоторые детали – по всей видимости, их банально украли. Самым неприятным было то, что в числе пропавших узлов оказалась коробка передач. Это серьезно увеличивало сроки создания отечественной бронированной машины.

Тем не менее, уже к августу 1920 года первый танк полностью советской сборки был выпущен. Его боевой путь не особенно ярок и славен. В Гражданской войне машина принять участие не успела. А после нее танки использовались на таком необычном и даже странном для боевой техники поприще, как вспашка полей. Впрочем, тогдашние танки действительно больше напоминали трактора, только одетые в броню и вооруженные.

2 июня 1926 года, была принята трехлетняя программа танкостроения в СССР. С учетом того, что обстановка вокруг Страны Советов была напряженная, этот шаг был жизненно необходимым. И спустя два месяца, в сентябре, состоялось совещание командования РККА и комитетов по вооружениям, которое определило требования к будущим танкам для Красной Армии.

Танк МС-1 стал одним из «результатов» этого совещания. В его конструкции создатели собирались устранить те недостатки, которые были свойственны прямому предшественнику нового танка – «русскому Рено». Танк должен был весить менее 6 тонн, иметь пушечно-пулеметное вооружение, а также двигатель мощностью не менее 35 л.с. После постройки и испытаний первого прототипа, получившего индекс Т-16, оказалось, что хоть он и вышел более удачным по сравнению с «Рено» по части скорости, массы и размеров, но все равно количество недостатков новой машины осталось непозволительно большим. Таким образом работы по усовершенствованию продолжились.

Работы над «новой версией» Т-16 велись, начиная с марта 1927 года. Изменениям подверглись детали двигателя, трансмиссии, была удлинена на один каток ходовая часть. Вместе с ней получила специальный удлинитель носовая часть корпуса. Удлинитель этот представлял собой литую металлическую деталь весом около 150 килограммов. После испытаний, прошедших в июне 1927 года, танк был принят на вооружение. Он получил индекс «малый танк сопровождения образца 1927 года» (МС-1) или Т-18.

В январе 1928 года начался серийный выпуск танка. Практически сразу пошла и модернизация новой для тех времен техники – заменили устаревший пулемет на более новый, увеличился боекомплект к пушке, немного поменялась конструкция башни.

Между тем, скорость развития вооружений становилась все быстрее, и уже через год после своего появления в войсках МС-1 уже не мог отвечать возросшим требованиям РККА к своей технике. Начались работы по созданию нового танка, получившего индекс Т-19. Однако до тех пор, пока новый танк не появился в металле, не прошел испытания и не получил одобрения к принятию на вооружение, Т-18 оставался в строю. Пошла вторая серия его модернизации. Техническое задание, полученное конструкторами, предусматривало увеличение скорости танка как минимум до 25 км/ч, установку 37-мм орудия большой мощности, замену пулемета на более современный, изменение конструкции подвески. Убирался тяжелый литой удлинитель в передней части корпуса, а башня получала командирскую башенку новой конструкции и нишу в задней части, предназначенную для установки радиостанции. В реальности доброй половины этих изменений в танк так и не внесли по причине задержек в разработке модифицированных узлов. А с радиостанцией получилось и вовсе некрасиво – когда снимали мерки для ее установки, все сделали настолько впритык, что не учли заклепки на броне. В итоге, радиостанция не вмещалась на предназначенное для себя место.

На базе МС-1 разрабатывался ряд специальной техники. Правда, из-за того, что танк стремительно устаревал, большинство разработок так и не вышло за рамки проектной стадии. И даже если эти опытные образцы воплощались в металле, все равно в итоге на вооружение они не принимались. Хотя вариантов техники на базе МС-1 разрабатывалось немало. Были среди них так называемые телетанки – машины на дистанционном управлении, предназначенные для доставки и применения против врага химических боеприпасов или взрывчатки. Был вариант артиллерийской самоходной установки (СУ-18, о которой мы еще обязательно поговорим отдельно), танка-трактора для подвозки боеприпасов, огнеметного танка. Все это, как уже говорилось, осталось либо на стадии чертежа, либо было выпущено исключительно в виде опытного экземпляра.

Чем же успел проявить себя танк МС-1? Роте из 10 «малых сопровождения» довелось принять участие в конфликте на КВЖД в ноябре 1929 года. Несмотря на то, что собственно до поля битвы добралось только 9 машин (одна не смогла участвовать в сражении из-за поломок), несмотря на недостаток топлива и боеприпасов, танки очень неплохо зарекомендовали себя в качестве машин сопровождения пехоты. Даже те из них, у которых в конечном счете не оказалось ни единого выстрела в запасе, применялись в бою, прикрывая наступающих солдат бронированным корпусом. С другой стороны, была отмечена крайне низкая организация действий танков в бою, малая эффективность 37-мм пушки и плохая выучка экипажей. Что ж, танковым войскам еще только предстояло превратиться в самый эффективный инструмент ведения войны в середине ХХ века.

К 1938 году танки МС-1, уже окончательно и бесповоротно устаревшие, доживали свой век в качестве неподвижных огневых точек, вкопанные в землю. Те, которые еще могли двигаться, были приданы войскам в качестве передвижных точек, задачей которых было своим ходом добраться до позиции, занять ее и оттуда своим огнем поддерживать наступление или оборону. Имеются свидетельства о девяти танках МС-1, принимавших участие в битве за Москву в 1941 году.

Официальной заменой МС-1 стал танк Т-26, принятый на вооружение в 1931 году.

Рубрика: История танков | Метки: | Ваш отзыв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *