История танка Т-44

T-44_historyТанк не был таким массовым, как, например, БТ, не получил боевого крещения войной, как знаменитый предшественник Т-34, не стал для советской армии основным танком, как тот же Т-62, но все же это достаточно хороший танк и у него есть своя история. Танк создавался для смены тридцатьчетверки, работы по созданию новой техники для бронетанковых войск начались в конце 43 года. Конструкторские работы велись на уральском танковом заводе, возглавлял конструкторов А. Морозов. Для базы использовали элементы Т-34 и заметное влияние на конструктивные характеристики оказали наработки по проектам Т-34М и Т-43. 

T-44_PantherТ-34М начали создавать в 40 году, с началом серийного запуска Т-34. Модернизированный Т-34М получает 6 сантиметровую лобовую броню, двигатель с характеристиками мощности в 600 л.с. Он получил 8-и скоростную коробку передач, ходовую часть с 6-ю опорными и 3-я поддерживаемого типа катками по каждому борту. Необычно разместили двигатель – его установили поперек корпуса. Такое расположение имели несколько легких танков, но их маломощные двигатели не придавали им особых преимуществ. В Т-34М устанавливают удлиненный и немного узкий 12-ти цилиндровый двигатель дизельного типа. Более мощный дизель, повернутый под прямым углом, дал возможность сократить длину корпуса и значительно пополнить возимый боезапас к главному орудию 76 мм калибра. По своим параметрам и характеристикам бронированная машина должна была обойти базовую модель Т-34. Но все примененные конструктивные решения сыграли с танком злую шутку. Первое – это острое неприятие компоновки МТО и ходовой военными, которых с трудом удалось убедить с целесообразности данных решений. И получение нового задания, положило конец всем перспективным наработкам не только по этому проекту, но и по созданию танков весом в 30-40-50 тонн с увеличенной лобовой защитой в 7,5-9 и 12 сантиметров брони соответственно.

t44_100mm_85mmЭстафету нового танка для фронта подхватил проект Т-43. Проектные работы по данному танку были готовы к середине 43 года. Танк полностью удовлетворял основные требования военных – максимальная защита и минимально увеличенный вес по сравнению с Т-34. Конфигурация танка досталась ему в наследство от Т-34М, основная броня – 7.5 сантиметров, лобовая 9 сантиметров. Сократить длину МТО конструкторам не удалось, результат – более уменьшенное боевое отделение. Решение по увеличению пространства в БО наконец нашли – торсионная подвеска, которая более компактна чем свечная с пружинами вертикального исполнения. Превосходя в броне Т-34, и имея такое же вооружение, что и КВ, Т-43 стал иметь удельное давление тоже как КВ, что значительно снизило его характеристики проходимости и дальность хода. Но главная проблема крылась в модернизации, запас которой конструкторы исчерпали. И установка на Т-34 нового мощного 85-мм орудия, свело к минимуму нужность данной машины. Но опыт есть опыт. Он показал перспективность торсионной подвески, и успешная испытательная наработка образца в 3 000 километров, наглядное отвердение этого выбора.

arm44Опыт показывает – надо делать новую машину с учетом хорошо зарекомендовавших себя решений. Данный проект получает название Т-44. Совокупность идеальных решений в одной машине, сделали новый танк определяющим будущее развитие бронированных машин. Конструкторы добились снижения высоты МТО, вынеся воздухоочиститель к борту МТО. Дизель В-44 получает новую систему подачи топлива, что немного подняло его мощность. Место вентилятора занял маховик компактного исполнения. Это позволило установить дизель на низкую, жесткую и легкую моторамку. Высота снизилась на 0.3 метра. Отказываются конструкторы от ниш надгусеничного исполнения. Вентилятор смещают ближе к кормовому бронелисту, работал он от КП через фрикцион. Примененные решения улучшили и систему охлаждения трансмиссии. Отличалась установка масляного радиатора – теперь он располагался под крышкой МТО, и, оказавшись в однородном потоке воздуха, смог обеспечить эффективную систему охлаждения. Двигатель и 5-и ступенчатую КП соединяла «гитара» — повышающий редуктор с числом передачи 0.7. Саму коробку передач конструкторам удалось изготовить достаточно компактной и облегченной. Бортовые решения передач и фрикционов взяли от Т-34. Новое МТО позволило сдвинуть 85-мм орудие ближе к середине корпуса – танкистов стали намного меньше беспокоить угловые наклоны танка и уменьшалась вероятность «воткнуться стволом в землю».

T-44_ekran

Смещение орудия к центру также увеличило точность попаданий. Данная центровка танка позволила нарастить лобовую броню до 12 сантиметров. Прочности лобовой части также способствовал перенос люка водителя-механика на крышу корпуса и отсутствие установки шарового типа под установку пулемета. На освобожденное место установили бак для топлива. Именно в такой компоновке Т-44 проходит испытания боем и принимается на вооружение Советской Армии.

t44_tankmenС началом «холодной» войны, конструкторы учитывая скорое появление танков с усиленной броней, разрабатывают проект новой башни со 100 мм орудием «Д-10Т» или под ЛБ-1. Крышу люка заряжающего члена команды оборудовали турелью с ЗП ДШК. Борта танка также получают дополнительную броню в виде противокумулятивных экранов толщиною 6-мм. С появлением нового танка среднего класса Т-54 в 46 году разработки Т-44 прекращаются. Но танк остается на вооружении СССР. В 61 году происходит унификация механизмов и блоков Т-44 и нового Т-54, в 68 году танк оборудуют стабилизатором орудия в 2-х плоскостях. На базе данного танка выпускали САУ, тягачи, инженерные машины. В истории БТВ танк, в первую очередь, известен, как основной предшественник нового семейства танков среднего класса.

Рубрика: История танков | Метки: | Ваш отзыв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *