История танка AMX 13

Конструкторские работы над танком начались в 1946 г. на государственном предприятии в г. Мулинэ. Через два года был собран опытный образец. Производство началось в 1952 г. в городе Руане (объединение ARE). Одно время выпускалось до 45 машин в месяц. В начале 1960-х годов производство всего семейства машин АМХ-13 было передано компании «Крезо-Луар», поскольку предприятие в Руане было переключено на производство основных танков АМХ-30. Базовое шасси легкого танка использовано для нескольких типов машин, включая машину для механизированной пехоты АМХ VCI, 105-мм самоходную гаубицу, 155-мм самоходную пушку Мk F3 и спаренную самоходную зенитную установку DСА, каждая из которых имеет индивидуальные особенности в функциональных отделениях (модулях). 

За прошедшие годы в конструкцию танка АМХ-13 и других машин этого семейства внесено множество усовершенствований. В 1964 году в ходе модернизации вместо 75-мм была установлена 90-мм нарезная пушка. На части машин снаружи башни размещались противотанковые управляемые ракеты. Наиболее полный объем модернизации был, в частности, показан на выставке военного снаряжения в Сатори в 1985 году. Стандартный танк последних выпусков представляет собой машину с новой передней частью корпуса, новым дизельным двигателем, автоматической трансмиссией и гидропневматической подвеской.

Компанией «Крезо-Луар» объявлено, что она может довести до этого стандарта все ранее выпущенные машины.

Сравнительно высокие боевые свойства танка АМХ-13 обусловили его популярность. Танк широко продавался в различные страны мира: из 7700 выпущенных промышленностью машин семейства, включая танки, 3400 было экспортировано. В настоящее время танки АМХ-13 состоят на вооружении 10 стран, а во Франции, Индии, Израиле, Египте и некоторых других странах с вооружения сняты и находятся в складированном состоянии.

Компоновка

Компоновка танка имеет несколько особенностей. Прежде всего, это использование так называемой качающейся башни. В отличие от обычных башен, качающаяся состоит из двух частей: нижней, связанной с опорой башни, и верхней, установленной на нижней на цапфах таким образом, что может поворачиваться относительно последней в вертикальной плоскости на некоторый угол. Пушка жестко связана с верхней качающейся частью башни. Наводка по вертикали осуществляется поворотом верхней части башни, а горизонтальная наводка — вращением нижней части. Применение подобной конструкции облегчает решение проблемы автоматизации заряжания оружия, позволяет уменьшить размеры башни. В частности, в танке АМХ-13 в верхней качающейся части башни монтируются два магазина револьверного типа автомата заряжания. Применение автомата заряжания дало возможность сократить экипаж танка до 3-х человек. Командир танка располагается в левой части башни, наводчик в правой ее части, а механик-водитель в корпусе в отделении управления.

Моторно-трансмиссионное отделение танка расположено в передней части корпуса. В передней же части находится смещенное к левому борту отделение управления. Переднее расположение трансмиссии предопределяет переднее положение ведущих колес.

Огневая мощь

Основное вооружение стандартного французского танка АМХ-13 — 90-мм нарезная пушка, установленная в башне FL-10. Первоначально в башне FL-10 устанавливалась 75-мм пушка. Всего было выпущено несколько более 2000 башен с 75-мм пушкой. 90-мм пушка имеет дульный тормоз и теплоизоляционный кожух. Для стрельбы могут применяться 5 типов боеприпасов: оперенный бронебойный подкалиберный (АРFSDS), с готовыми убойными элементами (canister), фугасный (НЕ), кумулятивный (НЕАТ) и дымовой. Общий боекомплект составляет 32 выстрела, из них 21 размещен в башне (12 выстрелов в магазинах автомата заряжания) и 11 в корпусе. Для спаренного с пушкой 7,5 или 7,62-мм пулемета и зенитного пулемета того же калибра имеется 3600 патронов (в лентах по 200 шт. в каждой).

Огонь из пушки и спаренного пулемета могут вести наводчик и командир танка. Приводы наведения гидравлические с ручным дублированием для аварийных ситуаций. Максимальные скорости переброса по горизонтали 30, по вертикали 5 градусов/с. Углы возвышения +12,5; снижения -5 градусов. Стабилизатор вооружения отсутствует. Командиру обеспечен круговой обзор. Для этого в основании его люка установлено 8 призменных приборов наблюдения. Он использует также телескопический прицел L961 с переменным полутора и 6-кратным увеличением. Прицел наводчика L862 имеет 7,5-кратное увеличение, для ориентировки последний пользуется двумя призменными приборами.

Компанией Fives-Cail Babcock для танка АМХ-13 была разработана башня FL-12 со 105-мм пушкой, предназначенной для стрельбы теми же боеприпасами, которые используются на танке АМХ-30, но с уменьшенным пороховым зарядом. Эта башня была установлена на австрийском легком танке (истребителе танков) SК-105, а позже на колесную (8×8) бронированную машину «Шарк» компании MOWAG и на опытный образец БМП «Мардер».

Нижняя часть башни выполнена литой, а верхняя качающаяся часть — сварно-литой. Был также разработан вариант, в котором обе части изготавливаются сварными. Без боеприпасов башня весит 4500 кг. Люк командира на левой части крыши башни, имеет куполообразную крышку, откидывающуюся назад. В основании люка размещено 7 призменных приборов L794В для кругового обзора. Командир использует прицел с полутора и шестикратным увеличением. Место наводчика в правой части башни оборудовано двумя призменными приборами наблюдения L794Э и прицелом с 7,5-кратным увеличением. Прицел скомплексирован с лазерным дальномером ТСV 107, данные от которого выдаются в прицелы наводчика и командира. Точность измерения дальностей в диапазоне от 400 до 10000 м составляет ±5 м, временной интервал между измерениями 10 с. Приводы поворота башни и вертикального наведения пушки (вместе с качающейся частью башни) гидравлические. Предельные углы возвышения и снижения пушки составляют +12 и -8 градусов соответственно. Управлять пушкой и спаренным пулеметом могут и наводчик, и командир. Имеется ручное дублирование гидроприводов.

Механизированная боеукладка к 105-мм пушке включает два магазина на 6 выстрелов каждый, обеспечивающих высокую скорострельность — до 12 выстрелов в минуту. Стреляные гильзы выбрасываются через специальный люк в корме башни, крышка которого открывается влево. Магазины перезаряжаются вручную. Для этого один из членов экипажа должен выйти из башни. Разрабатывался вариант конструкции механизированной укладки, позволяющей производить перезаряжание изнутри башни. Всего было произведено свыше 2000 башен FL-12. Танки АМХ-13 с башней FL-12 производились только для продажи в другие страны, во французской армии такой танк принят не был.

В июне 1983 г. на опытную машину компании «Тиссен Хеншель» (Tyssen Henshel) была установлена башня FL-15, представляющая собой дальнейшее развитие конструкции FL-12. На рабочем месте командира установлено 7 призменных приборов М554, 2 бинокулярных прибора ночного видения ОВ44 и перископический/телескопический прицел М212 с увеличением 1,6 и 6,5 крат. Наводчик использует комбинированный прицел с 8-кратным увеличением в дневной и 6-кратным увеличением в ночной ветвях, и 2 призменных прибора М556. Лазерный дальномер ТСV 186 установлен на крыше башни. Измеренная дальность автоматически передается в бортовой баллистический вычислитель, куда заранее вручную вводятся данные о боеприпасах. Огонь может вестись следующими типами боеприпасов фирмы GIАТ: оперенными бронебойными подкалиберными (АРFSDS), кумулятивными (НЕАТ-Т), фугасными (НЕ), дымовыми, осветительными, учебными кумулятивными и фугасными. В целом, комплекс вооружения башни FL-15 обеспечивает более высокую эффективность, чем башни FL-12.

Защищенность

Броневая защита танка противопульная, но лобовые детали стального сварного корпуса и сварно-литой башни при определенных условиях способны противостоять воздействию снарядов малокалиберных пушек. Эквивалентная защищающая толщина этих деталей составляет около 40 мм. Бортовые детали корпуса и башни имеют толщину 20-25 мм, корма — 15 мм, крыша башни и корпуса — 10 мм.

На каждом борту башни размещено по два гранатомета для установки дымовых завес. Их боекомплект составляет 12 дымовых гранат. Специальной системы защиты от оружия массового поражения на танке не предусмотрено.

Компанией «Крезо-Луар» разработано для танка дополнительное бронирование, подобное тому, что применяется на американском БТР М113. Его общая масса 650 кг, причем каждый блок весит не более 50 кг для того, чтобы он мог быть установлен или заменен силами экипажа с помощью возимого инструмента. Дополнительное бронирование крепится на лобовой и бортовых частях башни, а также на носовой части корпуса. Это обеспечивает защиту от 20-мм бронебойных снарядов с дальности свыше 100 м в секторе около 180 градусов.

Подвижность

Показатели подвижности танка АМХ-13 находятся на уровне, характерном для основных танков второго поколения. Максимальная скорость танка 60 км/ч, запас хода по топливу (вместимость топливных баков 480 л.) 350 — 400 км. Машина может преодолевать рвы шириной до 1,6 м, вертикальную стенку высотой 0,65 м, брод глубиной 0,6 м (использование оборудования для глубокого брода не предусмотрено), подъем 31 градус, двигаться по склону крутизной до 31 градуса.

Основой силовой установки является бензиновый 8-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения 8Gxb мощностью 184 кВт (250 л.с.). Он обеспечивает удельную мощность 12,3 кВт/т (16,7 л.с./т). Трансмиссия механическая с ручным управлением, имеет 5 передач переднего и 1 передачу заднего хода. Механизм поворота дифференциального типа. Подвеска танка торсионная, на первых и последних узлах подвески используются гидравлические амортизаторы. Ходовая часть содержит по 5 односкатных обрезиненных опорных и по три (в некоторых случаях по два) поддерживающих катка на каждом борту. На последние гусеницы опираются только своей внутренней частью. Ведущие колеса — спереди, направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц — сзади. Стальные гусеницы шириной 350 мм с открытыми металлическими шарнирами содержат по 85 траков. При необходимости на них могут устанавливаться асфальтоходные резиновые башмаки.

В 1979 г. на выставке военной техники в Сатори была представлена модель танка с дизельным двигателем. Эта машина имела максимальную скорость 64 км/ч, расход топлива в среднем 1 л/км, что увеличивало запас хода по топливу до 500 км. В качестве замены бензинового двигателя рассматривались 4-цилиндровый дизель Poyaud 520 4LСS25 мощностью 195 кВт (265 л.с.) и дизель General Motors — 206 кВт (280 л.с.). В 1983 г. компанией Baudouin для этой цели был предложен 6-цилиндровый дизель 6F 11SRY мощностью 206 кВт (280 л.с.).

Рубрика: История танков | Метки: , | Ваш отзыв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *