История танка M10 Wolverine

M10 WolverineСамоходное Орудие M-10 в армии США сокращённо называлась GMC M10 или TD (аббревиатура от Tank Destroyer — «истребитель танков») и у американских солдат М10 также имела неофициальное прозвище «Вулверин» (англ. Wolverine — «росомаха»).

М10 была принята на вооружение в июне 1942 и по своей компоновке представляет собой САУ на шасси среднего танка M4A2 (с облегченным бронированием), в башне кругового вращения. Орудие монтировалось в установке, заимствованной от танка M6, литая башня была открытой в верхней и задней части. 

Американская доктрина ведения боя предполагала использование истребителей танков для борьбы с вражескими танками, тогда как собственные танки предназначались для поддержки пехоты в бою. M10 была самой многочисленной противотанковой САУ американской армии во Второй мировой войне. Дебют машины в Северной Африке был в целом успешен, поскольку её трёхдюймовая пушка M7 могла без проблем с дальней дистанции поражать броню большинства немецких танков, имевшихся тогда на североафриканском театре военных действий.

Однако тяжёлое и тихоходное шасси не соответствовало принятой тогда в США доктрине истребителей танков, которая требовала использования в этом качестве очень лёгких и быстрых машин. Поэтому в начале 1944 года M10 в частях стала дополняться более быстрой и более легкобронированной противотанковой САУ M18 Hellcat.

В ходе высадки в Нормандии пушка M10 оказалась неэффективной против лобовой брони многочисленных немецких танков «Пантера», поэтому осенью 1944 года она начала замещаться улучшенным вариантом противотанковой САУ M36 Jackson.

Оставшиеся в строю M10 продолжали использоваться до конца войны. На тихоокеанском ТВД M10 армии США использовались как обычные танки непосредственной поддержки пехоты и были непопулярны среди экипажей в этой роли. Японская тактика борьбы с американской бронетехникой путём использования пехоты с гранатами и прочими противотанковыми средствами в предельно ближнем бою делала открытую сверху M10 гораздо более уязвимой, чем полностью закрытый танк.

M10 Wolverine

Около 54 САУ M10 были поставлены в СССР по ленд-лизу, но их боевое применение в Красной армии остаётся неизвестным. Этими машинами также комплектовались части «Свободной Франции», одна M10 под названием «Сирокко», управляемая французскими моряками, прославилась тем, что подбила немецкую «Пантеру» прямо на площади Согласия в Париже. В Великобритании M10 обозначались как 3-in. SP, Wolverine и сражались в Италии и Франции. Некоторое количество машин было перевооружено на гораздо более эффективную 17-фунтовую противотанковую пушку и получило обозначение 17-pdr. SP. Achilles.

Открытая сверху башня M10 делала машину уязвимой к артиллерийскому и миномётному огню, а также к пехотным атакам, особенно в городских боях и в лесу, когда простая ручная граната могла быть легко закинута внутрь машины. К концу войны бронирование M10 уже стало недостаточным против новых немецких танковых и противотанковых пушек. Однако самым большим недостатком M10 была крайне низкая скорость поворота башни ввиду отсутствия какой-либо механизации этого процесса.

Башня поворачивалась только вручную и на полный её оборот требовалось около двух минут времени. Кроме того, вопреки писаной доктрине применения, американские истребители танков израсходовали больше осколочно-фугасных снарядов, нежели чем бронебойных, что показывает полный крах этой доктрины — машины в основном использовались в роли танков, которые они должны были бы на бумаге поддерживать.

Опорные поверхности уязвимых мест позволяли устанавливать дополнительное бронирование, но этот метод усиления использовался не очень часто. САУ М10 имела и свои недостатки: экипаж и часть боекомплекта располагались в открытой башне и были уязвимы для осколков снарядов, мин и атак с воздуха; массивная 3-дюймовая пушка занимала чересчур много места в башне, что было бы не так страшно, если бы она не нарушала ее равновесия.

Орудие стреляло бронебойным снарядом с вольфрамовым наконечником на дальность до 14631 м, при этом снаряд имел начальную скорость 792 м/с и на расстоянии 900 м пробивал 102-мм броневой лист с верхним цементированным слоем. Однако, поскольку орудие являлось модифицированной зенитной пушкой, то и размеры его были соответствующими. Из-за длинного и тяжелого ствола башню пришлось уравновешивать противовесом в 1134 кг, а для ее вращения применить ручной привод.

М-10 имел запас выстрелов в 54 снаряда, в движение машина приводилась двумя двигателями GMC с мощностью 375 л/с сообщавшим ей скорость до 30 миль в час. Часть полученных британцами М10 была переоборудована под 17-ти футовую пушку 76.2 мм. 54 САУ M10 были поставлены в СССР по ленд-лизу, машины были оборудованы дизельными двигателями .

Размещение вооружения в открытой сверху вращающейся башне было характерно и для других американских самоходных установок. Считалось, что таким образом улучшается обзорность, снимается проблема борьбы с загазованностью боевого отделения и снижается вес самоходной установки. Эти доводы послужили причиной снятия броневой крыши и с советской установки СУ-76.

Боевое применение.

В начале 1943 М10 начали поступать в батальоны истребителей танков в Северной Африке. Первый боевой опыт М10 получили в марте 1943 в составе 2-го Армейского корпуса воевавшего в Тунисе.

М10 воевали на Сицилии и в Италии. Учитывая условия горной местности накануне предлагалось даже отказаться от участия М10 в операции из-за открытой башни. Серьёзные испытания ждали М10 в Нормандии. По той причине, что М10 и М10А1 имели противотанковые 76-мм пушки их  привлекали для борьбы с немецкими танками. Быстро выяснилось, что М10 не может успешно бороться с немецкими Пантерами, Тиграми и тем более с Королевскими Тиграми.

Часть М10 и М10А1 по ленд-лизу отправили англичанам, которые быстро отказались от американской маломощной 76мм пушки и поставили свою отличную 17-фунтовую. Английская модификация М10 и М10А1 называлась соответственно Ахиллес IC и Ахиллес II. Свою долю М10 получили и французы под командованием генерала Де Голя. По причине открытой башни и слабой бронебойности пушки после прорыва Союзников из Нормандии эти истребители танков использовали для огневой поддержки с закрытых позиций. Этому способствовало то, что с осени 1944 Союзная артиллерия испытывали острый недостаток в снарядах, особенно это касалось тяжёлых орудий.

Уменьшение выпуска тяжёлых артиллерийских снарядов началось ещё осенью 1943 и только к весне 1944 этот вредный перегиб в военной экономике удалось исправить, а до того времени истребители танков  компенсировали слабость артиллерии. Однако немецкое наступление в Арденах в декабре 1944 снова вернуло М10 и М10А1 на передовую для борьбы с танками. Во время «the Battle For Bulge», как американцы называют Арденское сражение, М10 показали себя неплохо. Батальоны истребителей танков оказались результативней, чем буксируемые пушки.

Заодно буксируемые ПТ пушки окончательно продемонстрировали насколько сильно они уступают самоходным орудиям. В одном отчёте 1-ой Армии говорится, что потери батальона истребителей танков составили 119 единиц, из которых 86 оказались буксируемыми пушками. Какие бы недостатки ни имел М10, однако он был намного предпочтительней буксируемых ПТ пушек. В американской армии начался активный переход противотанковых батальонов с буксируемых орудий на самоходные.

М10 воевали и с японцами. Первое применение М10 на Тихоокенанском ТВД произошло в составе 767-го батальона истребителей танков в боях за Кваджелейн в феврале 1944. М10 использовались в качестве «разрушителей бункеров» («bunker busters»). Бои в условиях гор и густой растительности часто велись на ближних дистанциях, где очередной раз проявился недостаток открытого верха башни М10.

До декабря 1943 года САУ М-10 было выпущено в количестве 4993 на шасси среднего танка М-4А-2, и улучшенная версия M-10A-1 — на шасси среднего танка М-4А-3 «Генерал Шерман» — в количестве 1713 штук. Из них в Великобританию было поставлено 1648 шт., во Францию — 443 и в СССР — 52 штуки.

Автор: ElenkaSKИсточник

Рубрика: История танков | Метки: | Ваш отзыв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *