История танка Renault NC27/NC31

Как уже стало известно в патче 0.8.2 нас ждет китайская ветка танков и начинаться ее развитие будет с французского легкого танка Renault NC31, который поставлялся в Китай. Предлагаю ознакомится с историей создания этого танка:

Вопрос создания более современного легкого танка возник во Франции спустя всего несколько лет после окончания Первой Мировой войны. Как бы ни казался хорош FT-17, его скоростные качества и бронирование не вполне удовлетворяли требования военных. Первый шаг в этот направлении предпринял генерал Этеьен – основатель французских танковых сил, который в 1922 году выдвинул новые требования к легкому танку сопровождения пехоты. В следующем году армейское командование подкорректировало техническое задание, выдав фирме Renault заказ на постройку двух прототипов танка NC, которые получили ходовую часть типа Kegresse (иногда её называют Kegreese-Hinstin). 

Перед тем, как продолжить этот рассказ, не лишним было бы ознакомиться с обозначениями французских танков типа NC, поскольку уже несколько десятилетий в этом вопросе наблюдается большая путаница.

NC1 – первый прототип, был построен в начале 1926 года и сейчас он более известен как М26\27 (Renault Modele 26/27). Этот танк появился несколько позже второго опытно образца, что позволило своевременно внести изменения в его конструкцию. Модель NC1 пробовали предложить французской армии в качестве “танка сопровождения пехоты” (Char leger d’accompagnement d’infanterie), но ни одного серийно танка заказано не было. Несколько лучше обстояли дела с поставками за рубеж.

NC2 – второй прототип, изготовленный к декабрю 1925 г. Танк имел альтернативное обозначение М24\25 (Renault Modele 24/25) и строился с учетом опыта оснащения танков FT-17 ходовой частью Kegresse. По сути он представлял собой их улучшенный вариант с более мощным двигателем и увеличенной толщиной брони. Хотя на испытаниях зимой 1926 года эта машина смогла развить скорость 18,5 км\ч, контракт на её серийную постройку заключен не был.

Быстро поняв, что с шасси Кегресса успеха добиться не удастся инженеры Renault предпочли вернуться к проверенной годами многокатковой ходовой части с блокированной пружинной подвеской. За основу был взят более удачный NC1 (M26\27) корпус которого подвергли минимальным доработкам, а вооружение и силовую установку вообще оставили без изменений. Ходовая часть нового типа, применительно на один борт включала 12 опорных катков сблокированных в три тележки (с блокированной подвеской с вертикальными пружинами на каждый блок), 2 независимых опорных катков, 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса гребневого зацепления. Резиновые гусеницы были заменены новыми, металлическими, хотя ходовая часть NC27 предусматривала применение гусениц старого типа.

Французская армия проявила некоторый интерес к обновленному танку, но все выпущенные машины пошли на экспорт – в течении 1927-1930 гг. фирма Renault произвела чуть боле 40 танков, получивших экспортное обозначение NC27.

Первый удачный контракт на поставку 10 танков заключили в 1927 году с Японией. Здесь танки NC27 получили обозначение Renault Otsu-Gata и в 1929 г. подверглись модернизации. Японская армия осталась недовольна качеством вооружения танков, не отличавшимся от старых FT-17, и их невысокой эксплуатационной надежностью, поэтому 37-мм французские пушки на собственные 57-мм. Вместо двигателя мощностью 60 л.с. установили новый 75-сильный.

Впервые в боевых условиях были испытаны NC японской армии. В январе 1932 г. 1-й отдельный танковый взвод, под командованием капитана Хайакутаке, выдвинулся к Харбину имея в своём составе как NC, так и более старые FT-17. К счастью для японцев китайские войска оказали весьма слабое сопротивление и танки использовались только для поддержки пехоты. Более серьёзная ситуация сложилась месяц спустя у Шанхая, куда был переброшен 2-й отдельный танковый взвод, оснащенный пятью средними танками тип 89 и десятью NC. Бои в городских условиях показали полную непригодность танков Renault к сражениям подобного рода, в то время как танки японской постройки весьма эффективно показали себя. После оккупации города NC были возвращены в Японию и до 1941 года использовались только в качестве учебных.

Один из первых танков NC27 зимой 1928 года был доставлен в Швецию и прошел всесторонние испытания, в ходе которых постоянно ломалась трансмиссия, что в конечном итоге повлияло на окончательный результат тестов. Рассудительные шведы оставили танк себе, присвоив ему обозначение Stridswagn fm\28, но от дальнейших поставок отказались. На протяжении нескольких лет его использовали для обучения водителей, после чего передали в военный музей а Аксвалле. На сегодняшний день это единственный сохранившийся образец NC27.

Еще один экземпляр NC27 в 1929 году был предоставлен для испытаний Греции и Португалии. Как и следовало ожидать, танк не удовлетворил требованиям заказчика, “благодаря” низкой надежности ходовой части и трансмиссии.

Не совсем понятна ситуация с танками проданными в 1929-1930 гг. в Польшу. Большинство западных утверждает, что польская армия получила 24 танка модификации NC27, однако в их число могло попасть несколько FT-17 доведенных до уровня модификации М26\27. В любом случае, подробностей их эксплуатации найти не удалось, однако встречаются сведения, согласно которым эти машины использовались большую часть времени только в учебных целях. Возможно, единичные экземпляры NC27 приняли в сентябре 1939 года участие в боях с немцами.

Примерно в это же время 15 танков были отправлены в Китай. Контракт на их поставку подписало правительство Гоминьдана, остро нуждавшееся в новой и недорогой технике. Об их боевом применении и эксплуатации данных найти пока не удалось, но к 1937 году ни один из этих танков не дожил.

Теперь настала очередь поговорить о модификации NC31, которая стала последней промежуточной моделью между легкими танками FT-17 и средними D1.

Заказ на постройку двух опытных образцов легкого танка сопровождения пехоты французская армия выдала в 1928 году. По армейскому реестру они проходили как Char D, а по внутрифирменному – как Renault NC28. Первый прототип танка практически полностью соответствовал NC27, но был оснащен башней от прототипа тяжелого танка SRA Char de Bataille сдвумя 8-мм пулеметами в отдельных установках. Система подвески, разработанная полковником Балланом (Balland) была предназначена для достижения наилучших скоростных показателей, хотя и обладала высокой трудоёмкостью в изготовлении. Так как это танк являлся прямым “потомком” NC1, в скором времени ему было присвоено обозначение NC2, что окончательно внесло неразбериху с названиями танков Renault выпуска 1925-1930 гг. На испытаниях эта машина действительно показала высокие скоростные качества, но для дальнейшего развития был выбран второй прототип, названный NC3.

В отличии от NC2 эта модель оснащалась бортовыми экранами, практически полностью закрывавшими ходовую часть, и старой башней от танка FT-17. Премьерный показ второго опытного образца состоялся в марте 1929 года и уже в декабре с фирмой был подписан контракт на сборку 10 предсерийных машин по цене 400.000 франков за штуку, но с небольшими доработками.

В очередной раз изменениям подвергли корпус танка, практически полностью переработав его носовую часть. Заметно изменились углы установки передних бронелистов, а место механика-водителя сместили вправо от продольной оси. Из-за этого пришлось сделать небольшую рубку, немного выступавшую вперед, хотя “фирменный” трехстворчатый люк сохранили.

На танке устанавливалась башня типа ST1 (Schneider Tourelle 1), имевшая более широкий погон, что повлекло за собой расширение корпуса. Вместе с тем, вооружение оставили прежним – одна 37-мм пушка SA18. Ходовая часть сохранила массивный бронированный экран, впоследствии перешедший к танкам серии D1 и D2, с минимальными доработками тележек опорных катков.

Десять новых корпусов для NC31 были выпущены между маем и ноябрем 1931 года – таким образом, это был первый французский танк, поступивший в серию после завершения выпуска FCM 2C в конце 1921 года. Башни ST1 были получены ещё раньше, в ноябре 1930 года, и несколько месяцев простаивали в ожидании монтажа на танки. Войсковые испытания NC31 проводились в составе 503-го танкового полка (503e Regiment de Chars de Combat). Мнение о новой машине было не таким хорошим, как на это рассчитывали представители фирмы Renault. Достижение высокой скорости изрядно компенсировалось трудностью в управлении машиной и сложностью в обслуживании ходовой части танка, не выдерживавшей высоких нагрузок. Кроме всего прочего, неудачное расположение выхлопной трубы и системы охлаждения приводило к перегреву двигателя. Башни фирмы Schneider также оказались далеки от совершенства. Они оказалась неприемлемо тесными и несбалансированными – при загрузке снаряда приходилось каждый раз опускать казенную часть орудия, что приводило к сбою наводки. В итоге от ST1 отказались, заменив их старыми башнями от танков FT-17.

Хотя по сумме тактико-технических качеств танки NC31 не вписывались в предъявляемые к ним требования, армейская комиссия материального обеспечения была вынуждена согласиться, что выбора у неё просто нет. Так, в декабре 1932 года, фирма Renault получила новый заказ на 70 серийных танков, который к концу октября 1933 года довели до 150. Эти машины теперь известны нам под обозначением Char D1. Что касается NC31, то их век оказался недолгим – через несколько лет эти танки сняли с эксплуатации и впоследствии разобрали на металл.

Не лишним было бы отметить, что опыт постройки легких танков NC27 и NC31 не был обойден специалистами других стран, в частности СССР. В первую очередь советских танкостроителей, не имевших тогда большого опыта, интересовала ходовая часть, которая обеспечивала высокую скорость и плавность хода. Так, под влиянием NC27 в Советском Союзе был построен основной танк Т-19, но в виду технологической сложности и дороговизны от его серийной постройки отказались.

Источник

Рубрика: История танков | Метки: | Ваш отзыв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *