История японской бронетехники. Часть 1

japan_hist1

Танки Японии до 1939 года

В середине XIX века в Японии начался период Реставрации Мэйдзи. Всего за несколько десятилетий отсталое островное государство превратилось в индустриальную державу с мощной армией и флотом. При этом Япония вела довольно агрессивную внешнюю политику. Одержав победу в войне с Китаем в 1895 году, а затем, в 1905 году, над Российской империей, Страна восходящего солнца обеспечила себе господство в Дальневосточном регионе.

Когда в 1916 году появились танки, новое оружие быстро привлекло к себе внимание японских военных. Полковник Хошино ещё в годы Первой мировой войны писал: «Ни одно государство не может считать себя защищённым, если оно не имеет на вооружении мощной артиллерии, современных танков и самолётов». Вскоре был создан специальный комитет Императорского генерального штаба, занимавшийся вопросами создания в Японии бронетанковых сил. В 1917–1927 годах Япония активно приобретала и испытывала иностранные образцы танков. Это были английские Vickers Mk С, Mk A Whippet, французские Renault FT и другие машины.

Renault NC-27 на испытаниях в ЯпонииОколо 1930 года Япония закупила во Франции лёгкие танки Renault NC27. Под обозначением NC27 Otsu они состояли на вооружении японской армии вплоть до 1940 года. Японская версия NC27 отличалась от французской более мощным вооружением и усиленной бронезащитой. Также на эти боевые машины устанавливались двигатели местного производства — по большей части бензиновые, хотя известно, что несколько NC27 Otsu были оснащены дизелями.

В середине 1920-х годов японцы вплотную занялись разработкой и проектированием собственных танков. Важнейшим центром разработки бронетехники стал арсенал в городе Осака. На производство бронетехники был переоборудован целый ряд частных и государственных заводов. Ведущую позицию среди них занимал концерн «Мицубиси», выпускавший также автомобили и бронемашины.

Первый японский танк назывался «№ 1 Чи-И». Его разработкой занимался арсенал в Осаке в 1927 году. Танк представлял собой двухбашенную боевую машину, вооружённую 57-мм или 70-мм орудием и двумя пулемётами. Из-за того, что японские конструкторы оснастили «Чи-И» маломощным двигателем, танк имел плохую проходимость и низкую скорость на пересечённой местности. В серийное производство этот танк не пошёл.

Средний танк Тип 89 Otsu преодолевает препятствие на испытанияхПараллельно с «Чи-И» велись проектные работы над лёгким танком Тип 87. Он также не попал в серийное производство: военные сочли его вооружение слабым, а бронезащиту недостаточной. Но нельзя сказать, что время и силы конструкторов были потрачены зря. Взяв за основу конструкцию Типа 87 и английского танка Vickers Mk C, японцы создали средний танк Тип 89, которому было суждено стать первенцем японского серийного танкостроения. Производство этих боевых машин закончилось в 1937 году.

Лёгкий танк «Ха-Го»Летом 1935 года концерн «Мицубиси» закончил строительство опытного образца одного из самых известных японских лёгких танков — Тип 95 «Ха-Го». Он весил 7,4 тонны. Танк имел схему компоновки с передним расположением трансмиссии и двигателем в задней части корпуса. Толщина бронирования корпуса составляла 10–12 мм. Одноместная башня была смещена влево по оси танка. В ней устанавливалось 37-мм орудие и 6,5-мм пулемёт в задней правой нише. Второй пулемёт такого же калибра находился в передней части корпуса. Танк оснащался дизельным двигателем мощностью 120 л. с. и мог развивать скорость по пересечённой местности до 30 км/ч. Дизельный двигатель выбрали в силу того, что он был более экономичен по сравнению с бензиновым мотором. На танке использовалась подвеска, разработанная японским конструктором Томио Хара. По результатам использования танка в условиях сложных ландшафтов Маньчжурии была разработана усиленная версия подвески с дополнительным катком, помогавшим более рационально распределять давление на грунт и гасить удары при движении по сильно пересечённой местности. «Ха-Го» пользовался любовью у японских танкистов за свою простоту и неприхотливость. С другой стороны, он имел целый ряд недостатков. К ним относились, например, отсутствие современных средств связи, спаренного пулемёта, а также большое количество лючков и съёмных броневых деталей, которые отрицательно влияли на бронестойкость корпуса и башни. Тем не менее из всех японских танков своего времени только «Ха-Го» выпускался вплоть до 1945 года.

Тип 97 «Те-Ке»Во второй половине 1930-х годов фирма «Токио Гасу Денки» представила военным заказчикам прототип малого танка Тип 97 «Те-Ке», разработанного на основе английской танкетки Mark VI. Танк весил 4,7 тонны и был вооружён 37-мм орудием. Вместо пушки мог быть установлен пулемёт калибра 7,7 мм. Благодаря малым габаритам и неплохой скорости (до 42 км/ч) танк подходил на роль разведчика. «Те-Ке» приняли на вооружение в 1937 году. Кроме разведывательных функций, он также использовался для непосредственной поддержки пехоты, перевозки тяжёлого пехотного вооружения и в качестве машины передового наблюдения. Танк применялся в боевых действиях в Китае, Бирме, на Филиппинах. В 1944 году эти машины входили в состав отряда, десантировавшегося на атолл Кваджалейн.

Танк Тип 98В с ходовой системы КристиИнтересным проектом, созданным в 1938 году компанией «Хино Джидоша Кошо», был скоростной лёгкий танк Тип 98 «Ке-Ни». Благодаря более мощному дизельному двигателю он мог разгоняться до 50 км/ч. Изменения в конструкции ходовой части позволили уменьшить продольные колебания машины на ходу. «Ке-Ни» оснащался новой башней, в которой находились два члена экипажа. Это должно было увеличить эффективность применения вооружения. В башне устанавливались 37-мм пушка и 7,7-мм пулемёт справа от неё. Существовала модификация Тип 98B со звездообразным двигателем и ходовой частью, выполненной по схеме Кристи. Массового серийного производства «Ке-Ни» налажено не было. В 1942–1943 годах построили ограниченную партию — по разным данным, от 20 до 100 танков.

В 1936 году японские военные пересмотрели тактико-технические требования к средним танкам. Теперь от конструкторов требовали создавать более манёвренные и защищённые машины, вооружённых также и более мощными пушками. По этим требованиям инженеры технического отдела Императорской армии создали 9,8-тонный опытный танк «Чи-Ни», а конструкторы фирмы «Мицубиси» — 15-тонный «Чи-Ха».

Опытный танк »Чи-Ни»Средний танк «Чи-Ни» оснащался двигателем мощностью 135 л. с., позволявшим развивать скорость до 30 км/ч. На корпусе сзади он имел «хвост» для преодоления рвов, окопов и эскарпов. Благодаря рациональным углам наклона брони повысилась защищённость танка. Экипаж машины состоял из трёх человек. Поначалу из двух новых машин военные склонялись к выбору именно этого танка, но когда началась война в Китае, стало понятно, что его малая масса и дешевизна всё-таки проигрывают по сравнению с более мощно бронированным «Чи-Ха».

Средний танк «Чи-Ха»«Чи-Ха» приняли на вооружение в 1937 году, а массовое производство началось в 1939 году, когда активные боевые действия в Китае уже закончились. Эта машина могла развивать скорость до 40 км/ч, была вооружена 57-мм пушкой Тип 97 и двумя 7,7-мм пулемётами. Толщина лобовой брони корпуса равнялась 25 мм. Корпус собирался методом клёпки из катанных броневых листов. Башня конической формы была смещена вправо по оси танка. В 1940 году, после боёв на Халхин-Голе, появилась улучшенная модификация танка — «Шинхото Чи-Ха». Она была оснащена новой башней, в которой устанавливалась 47-мм пушка с длиной ствола 48 калибров. Снаряд этой пушки на дистанции 500 метров пробивал 50-мм броню. География боевого применения «Чи-Ха» очень широка. Эти танки сражались в Китае, Сингапуре, на Малайе, Гуадалканале. С 1938 по 1942 год было выпущено около 1200 машин этого типа.

Средний танк «Шинхото Чи-Ха»По сравнению с Западом, Япония довольно поздно начала разработку собственной бронетанковой техники. Но уже к началу Второй мировой войны японские конструкторы создали около двух десятков полностью самостоятельных проектов. В рамках данной статьи рассказать обо всех этих машинах не представляется возможным. Но даже по количеству проектов становится понятно, как быстро и динамично Страна восходящего солнца развивала собственную, уникальную школу танкостроения.

Во второй части материала мы расскажем вам о проектах японских танков времён Второй мировой войны, вкратце опишем структуру бронетанковых сил Японии и тактику их применения.

Продолжение следует.

Рубрика: История танков | Ваш отзыв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *