История японской бронетехники. Часть 2

japan_tankhist_2

Японские танки 1939–1945 годов

В 1940 году начались работы по глубокой модернизации среднего танка «Чи-Ха», и в результате у конструкторов получилась совершенно новая машина — Тип 1 «Чи-Хе». Одним из важнейших отличий «Чи-Хе» от его предшественника был корпус: впервые в Японии его выполнили не клёпаным, а сварным. Это само по себе положительно влияло на живучесть машины в боевых условиях. Кроме того, толщина брони корпуса увеличилась, достигнув 50 мм «во лбу» и 20 мм по бокам и в корме. На танк была установлена новая трёхместная башня, и появился пятый член экипажа — заряжающий. Это облегчило работу командиру танка. «Чи-Хе» оснащался 47-мм пушкой Тип 1, разработанной на основе противотанкового орудия, но с улучшенными противооткатными устройствами и спусковым механизмом. Снаряд этой пушки пробивал по нормали броню толщиной до 68 мм на дистанции 500 метров. Эта же пушка устанавливалась и на «Шинхото Чи-Ха». Увеличенная толщина брони привела к возрастанию массы «Чи-Хе» на полторы тонны по сравнению с «Чи-Ха». Новый дизель «Мицубиси» мощностью 240 лошадиных сил не только компенсировал это увеличение, но и позволил «Чи-Хе» развивать скорость до 44 км/ч. Выпуск нового танка начали в 1941 году фирма «Мицубиси» и арсенал Сагами. При этом производство «Чи-Ха» не прекращалось. До 1945 года был построен 601 танк Тип 1 «Чи-Хе». Отдельные машины оставались на вооружении Сил самообороны Японии до конца 1960-х годов.

С 1938 до 1944 года японские инженеры занимались модернизацией ряда серийных танков, но по большей части дело не продвигалось далее постройки одного или нескольких опытных образцов. Так, на основе лёгкого танка «Ке-Ни» был создан новый образец — Тип 2 «Ке-То», построенный всего в нескольких экземплярах. На базе «Ха-Го» в 1943 году проектировался лёгкий танк «Ке-Ри» с 57-мм орудием в новой башне. Эту машину тоже выпускали только малой серией. Были и другие проекты, но ограниченный объём статьи не позволяет нам о них рассказать.

В 1944 году закончились работы над новым лёгким танком Тип 5 «Ке-Хо». Своей компоновкой и вооружением он напоминал «Чи-Хе», однако был оснащён двухместной башней и дизельным двигателем мощностью 150 лошадиных сил. Ходовая часть имела по шесть сдвоенных катков с каждого борта. Толщина брони «Ке-Хо» составляла 25 мм в лобовой части, а по бортам и в корме — 12 мм. Весил танк 8,4 тонны. По результатам испытаний танк был признан удачным, но наладить его серийное производство до капитуляции в Японии не успели.

В 1943 году арсеналом в Осаке было разработано новое 75-мм орудие Тип 3, оснащённое дульным тормозом. С расстояния в 100 метров оно могло пробить 90-мм броню, а с 1000 метров — 65-мм. Этим орудием оснастили новый средний танк, принятый на вооружение в 1943 году под обозначением Тип 3 «Чи-Ну». Конструктивно и по компоновке модулей он повторял «Чи-Хе», весил 18,8 тонны и мог развивать скорость до 39 км/ч. До конца войны было построено всего 60 танков этого типа. Все они дислоцировались на Японских островах и в боевых действиях участия не принимали. Однако на фоне прочих японских серийных машин того времени Тип 3 «Чи-Ну» был наиболее мощно вооружённым танком.

Не успел пойти в серийное производство новый образец среднего танка Тип 4 «Чи-То». По сравнению с «Чи-Ну» он был существенно лучше бронирован (толщина брони «во лбу» корпуса — 75 мм, по бортам — до 35 мм) и оснащён длинноствольной 75-мм пушкой, разработанной на базе зенитного орудия. Кроме пушки танк был вооружён двумя пулемётами Тип 97 калибра 7,7 мм. По сравнению с более ранними моделями средних танков, «Чи-То» весил намного больше — около 35 тонн. При этом благодаря дизельному 400-сильному двигателю танк мог разогнаться до 45 км/ч. Изменённая конструкция ходовой части и более широкие гусеницы обеспечивали «Чи-То» неплохую проходимость. Всего до 1944 года было построено 5 экземпляров этой машины.

На основе конструкции Тип 4 «Чи-То» были разработаны и построены два образца среднего танка «Чи-Ри». Эта машина вооружалась сразу двумя орудиями. 75-мм пушка, аналогичная той, которая устанавливалась на средний танк «Чи-То», была размещена во вращающейся башне. 37-мм пушка (от танка «Ке-То») ставилась в лобовой лист корпуса. На втором экземпляре 37-мм пушку заменили пулемётом. Корпус танка был сварным, листы брони на бортах располагались под небольшим наклоном. Есть версия, что при конструировании корпуса японские инженеры «вдохновлялись» немецкой «Пантерой». На танк устанавливался дизельный двигатель «Кавасаки», построенный по лицензии фирмы BMW. По сравнению с «Чи-То» броня корпуса по бортам и в корме была усилена и достигала 50 мм. Максимальная скорость машины — 45 км/ч.

Тактика и организация бронетанковых сил Японии

Активное формирование танковых частей и подразделений началось в Японии одновременно с ведением активных боевых действий. В 1931 году на территории Маньчжурии была сформирована Квантунская армия и проведены учения, по результатам которых вырабатывались первые уставы и наставления для бронетанковых войск. Гуньчжинская танковая бригада была в эти годы главным опытным соединением, определявшим тактические и технические требования.

В 1930-е годы танки и бронемашины рассматривались в японской армии как средство ближней разведки и сопровождения пехоты в бою. Формирования крупных самостоятельных бронетанковых частей в эти годы не велось, танки служили для усиления пехотных дивизий.

Тем не менее ещё в начале 1930-х годов в Японии много говорили о том, что как минимум в Маньчжурии всё-таки нужно создавать крупные моторизованные соединения, которые не уступали бы частям главного соперника Японии — Красной Армии. На практике реализовать этот замысел не удалось, и на протяжении японо-китайской войны танковые полки делились поротно, а иногда даже поштучно и придавались пехотным частям.

На японские военные танковые теории оказали влияние три военных конфликта: использование итальянцами бронетехники в Абиссинии в 1935–1936 годах, Гражданская война в Испании 1936–1939 годов и конфликт на реке Халхин-Гол в 1939-м. К 1940 году японцы стали считать танки не только средством усиления пехоты и кавалерии, но и оружием глубокого проникновения в оборону врага. Был написан новый полевой устав, признававший за танками самостоятельные боевые задачи. В результате претерпела изменения и структура подразделений. Так, в Квантунской армии вместо смешанной механизированной бригады появились две танковые группы (или бригады), каждая из которых включала в себя три танковых полка. Некоторые пехотные дивизии получили механизированные подразделения.

К началу полномасштабных действий в Тихом океане японская армия имела 18 отдельных танковых полков, каждый из которых по штатному расписанию включал четыре роты. Кроме того, появлялись танковые роты в пехотных дивизиях — как правило, из 9 машин Тип 95 «Ха-Го». Аналогичными ротами пополнились также 1-й и 4-й специальные десантные отряды Императорского флота. Имелись отдельные танковые роты и в резерве главного командования.

Танковые части придавались армиям при подготовке наступления. Два полка участвовали в операции 14-й армии против Филиппин, три полка — в боях 15-й армии за Таиланд и Бирму и 25-й армии за Малайю.

В 1942 году, на основе немецкого боевого опыта в Африке и Европе, Япония начала укрупнять свои танковые части. Отныне основной ударной силой в них должны были стать средние танки. В марте 1942 года было принято решение о формировании танковых групп, фактически являвшихся дивизиями. Каждая дивизия должна была состоять из двух танковых бригад, пехотного и артиллерийского полков, инженерного батальона, разведывательного батальона, батальона квартирмейстеров и обеспечения. Каждой дивизии придавали роту связи. На танки «Чи-Ха» и Тип 89 возлагались задачи поддержки пехоты. С танками противника должны были бороться машины «Шинхото Чи-Ха».

В течение 1943 года шло дальнейшее реформирование танковых полков. Некоторые из них получали дополнительную роту, другие, наоборот, уменьшались в составе. В любом случае японцам приходилось воевать в очень специфических условиях, не позволяющих применять танки и бронемашины массированно.

В обороне японцы использовали танки для контратак или ведения огня из засады. Схватка с танками противника разрешалась только в крайнем случае. К концу войны взгляды японского командования поменялись, и танки стали рассматривать как наиболее эффективное наземное противотанковое средство.

После 1941 года большое внимание в японских бронетанковых силах стало уделяться подготовке солдат к боям в джунглях, жарких районах, горах, при отсутствии сколь-нибудь развитой дорожной сети. Изучались способы применения танков в морских десантных операциях. Отрабатывались действия небольших мобильных групп, состоявших из различных родов войск. Против плохо вооружённого противника эта тактика показала себя весьма эффективной. А вот с такими противниками, как СССР и США, она работала значительно хуже, главным образом из-за лучшего технического оснащения армий этих государств и большого количества орудий, которые могли вести борьбу с относительно слабо защищёнными танками Японии.

Японские танки после Второй мировой войны

После капитуляции в 1945 году Япония надолго «выпала» из процесса создания танков. Однако набирающая обороты холодная война привела к тому, что в 1950-х годах американцы стали поставлять Силам самообороны Японии ограниченное количество бронетехники. С 1950 года из США поступило около 250 танков M4A3E8. 375 экземпляров М24 Chaffee было поставлено в 1952 году.

В 1954 году Силы самообороны Японии инициировали разработку нового танка. Были сформулированы тактико-технические требования, учитывающие специфику потенциального театра военных действий, на котором новому танку предстояло сражаться. Танк необходимо было строить достаточно компактным и относительно лёгким, чтобы к месту боя его можно было доставлять на специальном грузовике. В качестве основного вооружения предполагалось устанавливать 90-мм орудие.

В рамках этой концепции было разработано несколько проектов танка. Первым из них стал проект STA-1. Эта машина оснащалась дизелем водяного охлаждения «Мицубиси» DL10T, а позднее на неё был установлен дизель «Мицубиси» 12HM-21WT, у которого было значительно меньше проблем с перегревом. В качестве основного вооружения, согласно требованиям, использовалась 90-мм пушка. Танк был высотой всего 2,2 метра. В серийное производство машина не пошла. Одной из причин отказа от дальнейшей разработки была очень неудачная система заряжания.

Параллельно с STA-1 шли работы над другим прототипом — STA-2. Он также не пошёл в серию, но на основе первого и второго STA были построены опытные танки STA-3 и STA-4. В целом они очень напоминали своих предшественников. Однако у STA-3 имелась система полуавтоматического заряжания орудия, что повысило темп стрельбы.

Трёхлетние работы над STA-3 и STA-4 закончились в 1961 году появлением и запуском в серийное производство основного боевого танка Тип 61. Он весил 35 тонн. Его основным вооружением была 90-мм нарезная пушка с начальной скоростью снаряда около 910 м/с. В качестве вспомогательного вооружения использовались два пулемёта «Браунинг» калибром 7,62 и 12,7 мм. Толщина лобовой брони корпуса составляла 55 мм, башни — 114 мм. Танк развивал скорость до 45 км/ч. С 1961 до 1975 года было построено 560 танков Тип 61.

В 1964 году начались проектные работы по танкам STB. Согласно требованиям, новая боевая машина должна была весить 38 тонн и развивать скорость не менее 50 км/ч. В качестве основного вооружения предполагалось использовать 105-мм пушку Royal Ordnance L7 производства Великобритании.

В 1968 году началась работа над прототипом STB-1. Через год опытный экземпляр танка поступил на испытания, продолжавшиеся ещё год, до сентября 1970. В октябре 1970 года STB-1 впервые был показан публично на параде Сил самообороны Японии. Тем не менее в серийное производство танк не пошёл из-за ряда конструктивных недостатков. Работы над проектом STB продолжались, пока в 1973 году прототип STB-6 не был принят на вооружение под обозначением Тип 74. Однако этот танк уже выпадает за временные рамки нашего материала.

Подведём итог. Японская бронетанковая школа была самобытной и динамично развивалась. В период с 30-х годов до конца Второй мировой японцы разработали десятки уникальных проектов, подавляющее большинство из которых существовало не на бумаге, а в металле — пусть даже в одном или нескольких опытных экземплярах. Конструкторы учитывали, что машинам придётся сражаться в жарком климате, гористой местности и джунглях. По сути, японские танки уступали только технике самых сильных противников Страны восходящего солнца: Советского Союза, США и Великобритании. При этом некоторые образцы техники, разработанной в Японии ближе к концу Второй мировой войны, вполне могли составить достойную конкуренцию «шерманам», «першингам» и «тридцатьчетвёркам». Но для массового их производства у японцев не хватало промышленных мощностей, ресурсов и времени. И даже после почти десятилетнего вынужденного перерыва, когда Япония в середине 50-х годов снова занялась конструированием собственных танков, эти машины оказались ничем не хуже своих иностранных аналогов.

Рубрика: История танков | Ваш отзыв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *