Автор статьи: alex_mistch «Любая танкетка, на которую влезет Дуче, становится тяжелым танком!» — эта шутка времен войны очень тонко отразила проблемы с созданием тяжелого танка в Италии. Италия, вступив в Первую Мировую войну в 1915 г., очень скоро озаботилась оснащением своей не слишком победоносной армии всевозможными новинками, применяемыми союзниками на фронтах. В число таких новинок попали и танки. Уже в 1917 г. Италия начала разработку легкого танка на основе французского Renault FT 17. Но итальянские полководцы внимательно следили и за английским танкостроением – в частности за идеей создания тяжелых танков прорыва. В 1917 г. был выдан заказ на создание тяжелого танка с орудием во вращающейся башне (по образцу французских танков) и большим количеством пулеметов в казематах. К середине 1918 г. опытный образец штурмового танка, получившего наименование Fiat 2000 был готов.
Весь танк был забронирован 20мм листами (крыша – 15мм), он получил мощное вооружение – 7 пулеметов (на каждый борт одновременно могли стрелять 3 пулемета – практически отсутствовали «мертвые зоны») и 65мм короткоствольную горную пушку в башне. Размеры машины впечатляли: длина 7,4 метра, ширина 3,1, высота 3,8 – масса – 42 тонны. Наиболее слабым местом была подвижность: по шоссе танк мог «разогнаться» до 7,5 км/ч, а средняя скорость не превышала 5-6 км/ч.
Пока опытный образец проходил испытания, закончилась Первая Мировая война, и поэтому общий заказ на танки Fiat 2000 составил всего 4 единицы. Армия, которой передали эти замечательные танки, просто не знала что с ними делать. Один из танков был отправлен в 1919 г. в Триполитанию для подавления арабского мятежа и даже дважды применялся для обстрела мятежников. В 1934 году эти боевые машины были сняты с вооружения, хотя незадолго до этого один из Fiat 2000 был модифицирован. Вместо 6,5-мм пулеметов в носовых установках были смонтированы две 37-мм пушки, но других доработок не последовало.
Однако опыт создания Fiat 2000 повлиял на все дальнейшее итальянское танкостроение – суровый вид этих танков побуждал к созданию новых тяжелых машин. В 1930-х годов фирмы Fiat и Ansaldo представили ряд проектов тяжелого штурмового танка, который должен был сменить устаревшие Fiat. Весьма интересен проект двухорудийного четырехгусеничного танка GL-4.
Так же известен проект фирмы Ansaldo начала 1930-х годов, который был разработан для итальянской армии, а после того как был отвергнут ею, вся техническая документация на проект была продана СССР, который как раз в это время начинал программу создания своего тяжелого танка. В двух башнях планировалось установить орудия калибром 105мм (в варианте для СССР 107мм).
В 1940 г., когда в Европе уже шла война, итальянская армия объявила о проведении конкурса на создание тяжелого танка поддержки. Предложенный конструкторами вариант представлял собой танк с 75мм короткоствольным орудием в башне и скорострельным 20мм в корпусе, также наличествовала малая башенка с двумя пулеметами в ней. Этот проект получил наименование Carro pesante 75 (P. 75). При создании этого проекта итальянские конструкторы ориентировались на конструкцию немецкого танка Nb. Fz.
Однако армию этот вариант не устроил – многобашенность уже была «не в моде», и конструкторам предложили обратить внимание в поисках источника вдохновения на более современный Pz. IV. Новая версия танка P. 75 была представлена в конце 1940 г. и, в целом, одобрена, но финансирование было выделено только на постройку полноразмерного макета.
В начале 1941 г. был создан еще один (незначительно отличавшийся от P. 75) вариант тяжелого танка под названием Р. 26 (по весу – 26 тонн) – на постройку опытного образца которого были выделены средства.
В 1941 г. Италия вступила в войну с СССР, танкисты и артиллеристы итальянского корпуса на восточном фронте были неприятно поражены знакомством с советскими танками Т-34 и КВ, противопоставить которым было нечего. Один из трофейных Т-34 был доставлен в Рим с настоятельной просьбой – сделать такой же или лучше. Итальянские конструкторы, изучив Т-34 «открыли» сразу несколько вещей: оказывается существует наклонная броня, танковый дизель и длинноствольные танковые пушки калибром выше 47мм. Все эти новшества было решено воплотить в перспективном тяжелом танке Р. 26. В конце 1942 г. был готов прототип с орудием 75мм L32 и бензиновым двигателем в 300 л.с. (420-сильный дизель так и не был доведен до серийного производства), а так же рациональными углами наклона брони.
Весной 1943 г. было одобрено массовое производство танков, получивших новый индекс P. 40 с заменой орудия на 75мм L34. Судьбе однако было угодно распорядиться так, что танки P. 40 вступили в бой, неся на бортах немецкие кресты – летом 1943 Италия попыталась выйти из войны, и большая ее часть была оккупирована немцами, которым и достались недостроенные танки.
Всего под немецким контролем было произведено около сотни танков, часть из которых была без двигателей (использовались как огневые точки). Однако уже в 1943 г. Р. 40 был весьма посредственным средним танком в сравнении что с техникой немцев, что союзников. Осознавая это в начале 1943 г. итальянские инженеры начали прорабатывать ему на замену новый тяжелый танк P. 43 Лобовые листы корпуса и башни имели толщину 100 мм, бортовые – 50 мм, кормовой – 40 мм. Впрочем, основным отличием от предыдущих машин должно было стать вооружение. Первый вариант танка, получившего проектное обозначение Carro Armato Pesante 43, предусматривал установку 75мм орудия с длиной ствола 34 калибра в башне новой конфигурации. Помимо усиленного бронирования башня оборудовалась небольшой командирской башенкой.
Второй вариант, обозначенный как P. 43bis, был намного предпочтительнее, поскольку танк получал 90мм длинноствольное орудие. Такая же артсистема устанавливалась на самоходные орудия Semovente da 90/53, позволяя поражать любой танк союзников на дистанциях до 1 км.
Работа над этим танком не продвинулась дальше создания макета, а осенью 1943 г. немцы приказали прекратить его разработку. Есть неподтвержденные сведения о том, что существовал проект вооружения этого танка 105мм орудием, но он был проработан только теоретически.