Интервью с Хилари Дойлом (2 часть)

Продолжение интервью с Хилари Дойлом. Немного об этом человеке: Пользователь oberonium (источник) сделал перевод интервью с Хилари Дойлом. Дойл — самый уважаемый и почитаемый Эксперт в области немецкого танкостроения, выпустивший большое количество книг (Panzer Tactics) по ним. Это самый знающий немецкую технику человек на нашей планете. Не так давно он посетил Кубинку около Москвы, где товарищ Overlord, (сотрудник ВГ, ответственный за связь с общественностью на европейском форуме) зря время не теряя, задал ему несколько интересных вопросов, которые предварительно собрал в своём блоге. 

Первая часть интервью
Оригинал — блог Оверлорда

21. Насколько достоверен чертёж Крокодила — Stuf E90 Crocodile ?

Как я уже говорил при ответе на вопрос №18, такие машины — конструкции, вымышленные для развлечения, совсем как «Тысячелетний сокол» и TIE-истребители в фильмах «Звёздных войн». Они всегда кажутся довольно достоверными и даже восхитительными — в контексте научной фантастики.

Некоторые из рисунков этих машин скопированы из моих иллюстраций к Paper Panzers. Вот эти хотя бы оказались на чертёжном столе до 1945-го. С моим коллегой Томом Йентцем я опубликовал пока что два выпуска Panzer Tracts (No.20-1 и No.20-2) на тему Paper Panzers (то есть, проектов, для которых немецкой промышленностью были сделаны хотя бы эскизы или наброски). Первый выпуск покрыл Panzerkampfwagen [танки], Sturmgeschuetz [САУ], Jagdpanzer [ПТ-САУ], в то время как во второй были включены идеи Aufklaerungspanzer [разведывательный танк], Beobachtungspanzer [корректировки артогня] и Flakpanzer [самоходная зенитная установка]. Мы надеемся, что в будущем появятся дополнительные выпуски по Paper Panzers, так как у нас ещё много неопубликованных рисунков и документов.

22. Зачем так долго производили Panzer III? Не лучше ли было бы полностью переключиться на Пантеры после 1943-го?

Выпуск PzKpfw III был приостановлен настолько быстро, насколько это было разумно. Вообще не бывает возможности остановить большие производственные цепочки без уже готовой замены. В некоторых случаях, комплектующие производятся за год до окончательной сборки. С точки зрения войск, даже устаревший PzKpfw III был лучше, чем ничего. Большинство фабрик, вовлечённых в процесс сборки PzKpfw III, собирались переключиться на улучшенные варианты PzKpfw III, как, например, показывают разнообразные испытательные программы, некоторые из которых датируются даже 1937-м годом.

Z.W.40 имел более широкие гусеницы и подвеску с чередующимися катками большого диаметра. Был произведён как опытный образец, так и установочная партия из двадцати штук.

VK.20.01 D имел дизельный двигатель и улучшенную трансмиссию. Была разработана новая башня большего размера, по типу ставившейся на PzKpfw IV. Она фигурировала в некоторых выпусках наших Panzer Tracts о Pz Kpfw III и Pz.Bef.Wg (командирских машинах).

Все эти разработки были свёрнуты из-за необходимости быстрого ответа на русские танки, встреченные в 1941-м. Большая часть фабрик, работавших над PzKpfw III, была должна переключиться на Пантеры как можно скорее.

Во время конференции 3-5 января, Гитлера проинформировали, что выпуск PzKpfw III (5cm L/60) будет свёрнут и завершён таким образом:
— 235 ходовых пойдут на производство штурмовых орудий (Sturmgeschuetz)
— 100 будут переделаны в огнемётные танки (Flammpanzer)
— 56 танков будут собраны для Турции
— 144 модифицируют до версии PzKpfw III Ausf.N (7.5cm L/24)

А что, если по-быстрому, произошло в реальности:
— M.N.H. (Maschinenfabrik Niedersachsen-Hannover) выпустили свои последние Pz.Kpfw. III в январе 1943-го, и перешли на сборку Пантер. Впрочем, в период с апреля по август 1943-го, M.N.H выпустила небольшую серию Pz.Kpfw. III Ausf. N
— M.A.N начали сборку Пантер в январе 1943-го.
— Daimler-Benz в декабре 1942 — феврале 1943 выпустили 50 Pz.Bef.Wg.Ausf.K (командирских машин) с новой большой турелью, упомянутой выше. В феврале 1943-го они начали сборку пантер.
— Henschel начал сборку пантер в марте 1943-го.
— M.I.A.G (Muehlenbau-und-Industrie AG) были последним [кроме MNH] производителем Pz.Kpfw. III в 1943-м. Они передали Wegmann 100 танков для переделки в огнемётные, а также выпустили небольшое количество Pz.Kpfw.III Ausf.N, но перешли на крупномасштабное производство Sturmgeschuetz с февраля 1943-го.
— остальные второстепенные заводы переделали небольшое количество Pz.Kpfw.III в Ausf.N. на протяжении 1943-го и 1944-го.

23. Как менялись качество немецкой стали и качество сварки за годы войны? Стали ли они лучше или хуже?

Качество немецкой сварки оставалось неизменным до 1945-го. Нужно помнить, что до войны немцы опережали всех союзников в технологиях сварки. Выпуск стали за время войны несколько менялся из-за уменьшающейся доступности некоторых видов сырья, но немцы компенсировали это изменениями формулы сплава и, в некоторых случаях, утолщением брони. Высококачественная немецкая броня береглась для танков.
Чтобы увеличить производство самоходной артиллерии, не нанося ущерба выпуску танков, для них использовалась броня более низкого качества с иностранных металлургических заводов. К примеру, Jagdpanzer 38(t) (часто некорректно именуемый Хетцером) был разработан, чтобы заменить прежние противотанковые самоходки с открытым верхом. Так что Jagdpanzer 38 имел более дешёвую броню — 20мм бортовой (примерный эквивалент 10мм немецкой брони) и 60мм на лбу (примерный эквивалент 30мм немецкой брони) — но это сделало возможным масштабное производство этих машин и давало экипажам несколько лучшую защиту, чем на противотанковой самоходке с открытым верхом.

24. Пожалуйста, опишите в деталях немецкие методы испытаний пушек, а также результаты бронепробиваемости.

За испытание орудий был ответственнен WaA Pruef 1. Я видел много документов, содержащих результаты проведённых ими испытаний, когда я работал в Бундесархиве (Фрайбург, Германия). Так как я в основном занимаюсь историей разработки танков, а также их достоверными чертежами, я не уделял времени на сбор данных по этим испытаниям, кроме как по:

Калибр 7,5см 7,5см 7,5см 7,5см
Тип Pak 40 Pak 39 Pak 40 Pak 40
Снаряд Pz.Gr.39 Pz.Gr.39 Pz.Gr.40 Pz.Gr.40
Вес снаряда 6,8 кг 6,8кг 4,1кг 4,1кг
Дульная скорость 750 м/с 740 м/с 930 м/с 920 м/с
Расстояние (м) мм мм мм мм
100 98,5 98,5 128,0 125,0
500 90,7 90,7 110,5 107,5
1000 81,5 81,5 89,6 86,6
1500 72,4 72,4
2000 63,2 63,2

Все выстрелы были произведены по плите из немецкой брони, установленной под углом в 60o к горизонтали.

25. Другие танковые нации следовали за немецкой методологией? Почему они решили следовать или не следовать?

У большинства стран есть свои собственные машиностроительные и производственные методы, так что очень редко решения одной страны вводятся в оборот другой без адаптации их к местной методологии. Любая страна, встречающаяся с хорошей идеей, введённой другой страной, старается улучшить её, внедряя эту идею в свои собственные планы.

26. Есть мнение, что у немцев были более высокие стандарты качества снарядов (для танков, артиллерии, прочего), в то время как некоторые другие нации полагались на формулы вместо испытаний. Это верно?

Я не занимался этой областью, так что не могу ответить.

27. Т-34 ранних серий обычно считается (кроме пропагандистских листков) гробом на гусеницах (плохая или отсутствующая радиосвязь, ужасающая трансмиссия, отвратительное качество брони, почти полное или полное отсутствие прицельного оборудования). В то же время, первые столкновения с этим танком, по некоторым источникам, вызывали панику и зависть среди немецких командиров, а сами захваченные танки использовались вермахтом. Где же подвох?

Когда немецкие войска встретились с Т-34, они видели только лучшие его качества и не понимали сложностей применения этого танка. Они видели наклонную броню, большую пушку и широкие гусеницы, и они понимали, что основа их танковых сил (на то время Pz.Kpfw. II, Pz.Kpfw. 35(t), Pz.Kpfw. 38(t) и даже Pz.Kpfw.III) такого не имеет. Впрочем, очень быстро немецкие танковые войска разработали тактику противодействия Т-34 и на протяжении следующих двух лет не имели с ним никаких особенных проблем.

Использование захваченных танков — отдельный вопрос. Вообще говоря, трофейные танки используются на второстепенных направлениях против пехоты, практически полностью или полностью лишённой противотанковой обороны — где подобные недостатки не важны. Появление любого танка перед пехотой вызывает у неё беспокойство. Трофейные танки также часто использовались для тренировки.
Даже в тех случаев, когда захваченные танки были боеспособны, их обслуживание было проблемой из-за нехватки запчастей. Когда немцы захватывали Т-34, они старались улучшить их, добавляя свои командирскую башенку и радиооборудование.

28. Все знают, что слабое место большинства немецких танков — их переднее расположение трансмиссии. Есть ли надёжные источники, подтверждающие, что пробитие трансмиссии могло вызывать загорание трансмиссионного масла и внутренний пожар?

Думаю, это популярное заблуждение. Немецкие отчёты часто упоминают слабым местом своих танков бортовую броню. О передней трансмиссии упоминания нет. Лобовая броня считалась удовлетворительной защитой против угроз того времени. Самоходчики (Sturmgeschuetz), считали, что главной проблемой, обнажающей слабость бортовой брони, была тактика применения танков.

Все баки полны горючих жидкостей, но нет никаких свидетельств тому, что пробитие трансмиссии вызывало какие-то особенные проблемы. Пожар боеукладки вызывает куда больше проблем.

29. Кое-что о штурмтигре:
а) эффективность в бою?
б) какой тип снарядов использовался в бою?
в) я слушал, что у штурмтигров были HE (фугасные) и HEAT (кумулятивные) снаряды, и что последний мог пробивать 2,5 метра железобетона. Какое же пробитие этого снаряда по стали?

Sturmmoerser Tiger был разработан, чтобы уничтожать вражеские защищённые позиции очень большими фугасными снарядами, имея при этом тяжёлую броню, чтобы противостоять ответному огню. Первое их боевое применение было в составе Stu.Mrs.KP 1000, который был послан в Варшаву с двумя Sturmmoerser Tiger. Начиная с 19-го августа 1944-го, эти штурмтигры успешно использовались для уничтожения зданий и подрыва бетонных барьеров.

Впрочем, командир отделения в своём отчёте указал, что эти задачи могли быть выполнены и не такой дорогой и защищённой машиной, так как, чтобы избежать ударной волны от своих собственных снарядов, штурмтиграм приходилось работать с дистанции, где тяжёлая броня не давала особенной пользы.

Фугасным снарядом был 38cm R.Spr.Gr.4851. Также существовал 38cm R.HL. 4592, разработанный для уничтожения бронированных бункеров.

30. E-серия
а) Что-то насчёт Е-5? Есть ли хоть какая-то картинка любого проекта танка Е-5?
б) E-10 планировался с той же бронёй, что и Хетцер, или с лучшей? Что насчёт подвески? Пожалуйста, с картинкой.
в) E-25 планировался с 7,5cm L/70 или с 8,8cm L/56? С картинкой, пожалуйста.

Е-серия задумывалась Книпкампом для разработки возможных будущих комплектующих, особенно, двигателей, трансмиссий и подвесок. Контракты на производство ещё не были предусмотрены.

Разработчики надеялись, что части Е-10 и Е-25 будут взаимозаменяемы. В разработке участвовали компании, не занимавшиеся до этого танками, чтобы не отвлекать производство нормальных танков от текущих задач.

Разработка Е-10 была поручена Magirus, чертежи были закончены в 1944-м. Были заказаны три корпуса, они собирались в цехах на момент прихода русских. Двигателем должен был быть 400-сильный Maybach HL 100, трансмиссия была задней. Уникальной особенностью подвески было то, что она была подсоединена к приводу, так что машина могла подниматься и опускаться.

Контракт на разработку Е-25 был выдан Argus. ZF предложили полуавтоматическую трансмиссию, двигателем планировался ещё более мощный Maybach HL 101 со впрыском топлива. Были заказаны три экспериментальных корпуса. Была предложена подвеска на шайбах Бельвилля, так как считалось, что её будет легко производить, она сможет быть перестроена под размер танка и она сможет располагаться снаружи корпуса для лёгкой замены (что лежало в основе идеи Порше применить горизонтальную торсионную подвеску в Tiger P).

 

Е-50 и Е-75 должны были развивать идеи Пантеры и Тигра 2 с новой подвеской и, в дальнейшем, задним приводом.

Е-100 был добавлен в экспериментальные серии лишь потому, что в нём был использован новый тип подвески для тяжёлых танков. По Е-5 у меня нет информации.

Рубрика: Новости | Ваш отзыв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *