Опытные танки КВ

test_kv

КВ-1К с КАРСТ-1, КВ-85Г («Объект 238»), «Объект 239», КВ-100 

Танк КВ-1К с КАРСТ-1 был изготовлен в июне 1942 г. на Опытном заводе № 100 под руководством А.С. Ермолаева по проекту преподавателя кафедры артиллерии ВАММ им. Сталина инженера-подполковника В.И. Александрова. Установкой дополнительного оружия на танк в виде короткой артиллерийской ракетной системы (КАРСТ-1) предполагалось повыситьогневую мощь танка КВ-1. Опытный образец танка КВ-1 К с установкой КАРСТ-1 в периоде 7 но 31 августа 1942 г. прошел испытания на Чебаркульском научно-исследовательском полигоне стрелкового вооружения РККА, по результатам которых было сделано заключение о возможности установки КАРСТ-1 на любом типе танка (тяжелом, среднем, легком) в качестве мощного дополнительного оружия. Сама ракетная система с учетом изменений была рекомендована для серийного производства и установки на танк KB- 1С. Несмотря на то, что в декабре 1942 г. даже был разработан проект инструкции по эксплуатации КАРСТ-1. дальнейшие работы по монтажу на танк реактивных установок в качестве дополнительного оружия развития не получили.

Танк КВ-1 К с КАРСТ-1. Боевая масса — 49 т; экипаж — 5 чел; оружие: пушка — 76,2-мм, 132-мм реактивные снаряды — 8 шт., 3 пулемета — 7,62 мм; броня — противоснарядная; мощность двигателя — 600 л.с. (441 кВт); максимальная скорость — 30 км/ч

КАРСТ-1 была установлена на серийный танк KB-1 обр. 1941 г. производства ЧКЗ и представляла собой четыре орудия, которые монтировались на надгусеничных полках — но два орудия со стороны каждого борта танка. Основное оружие танка и его боекомплект по сравнению с базовой машиной остались без изменений. Экипаж танка состоял из пяти человек. Корпус каждого орудия, сваренный из 10- и 30-мм броневых листов. имел прямоугольную форму в поперечном сечении и трапецевидную в продольном. В корпусе орудия были установлены направляющие для двух 132-мм реактивных осколочно-фугасных снарядов М-13, используемых из боевого комплекта боевой машины БМ-13 («Катюша»). Передние орудия имели угол возвышения +3°. а кормовые — +4°. Выстрел производился с помощью электрозапала. Из кормовых орудий стрельбу можно было вести только при положении башни с пушкой, располагавшейся вдоль продольной оси танка.

Управление огнем осуществлялось механиком-водителем с помощью специального щитка, установленного справа от него. Наводка на цель Производилась за счет поворотов корпуса танка через смотровой прибор механика-водителя с использованием маятникового угломера, располагавшегося над пультом управления огнем. Смотровой прибор механика-водителя имел специальную прицельную сетку и мушку. С помощью маятникового угломера определялся угол возвышения корпуса танка (в градусах), следовательно, и угол возвышения ракетных орудий. Стрельба велась по команде командира танка с коротких остановок или сходу, как одиночными выстрелами, так и залпами от двух до восьми выстрелов. При горизонтальном расположении корпуса танка дальность стрельбы из передних орудий составляла 600 м, а кормовых — 800 м. Танковая группа, состоявшая из трех танков, могла сделать два залпа по 12 снарядов, поражая каждым залпом площадь в 50 га. Заряжание производилось тремя членами экипажа; один из которых готовил орудие, а два других укладывали снаряд. Время полной зарядки КАРСТ-1 не превышало 8 мин.

Установка КАРСТ-1 на танк KB-1 привела к увеличению его боевой массы на 1,5 т. Остальные БТХ танка остались на уровне серийного образца. Во время испытаний тапка, проведенных в августе 1942 г., были выполнены стрельбы реактивными снарядами с направляющих различной длины (1200. 1250, 2000 и 2400 мм), которые показали удовлетворительны» результаты. Кучность и дальность стрельбы почти не отличалась от табличных данных при стрельбе с направляющих длиной 5000 мм (для БМ-13). Вместе с тем были отмечены и недостатки КАРСТ-1, основными из которых являлись отсутствие независимой (от положения корпуса танка) горизонтальной и вертикальной наводки. что значительно снижало маневренность огня, а также увеличение, по Сравнению со штатной установкой боевой машины БМ-13. бокового рассеивания реактивных снарядов в 1,5 раза.


Танк КВ-85Г («Объект 238») был разработан весной 1943 г. на ЧКЗ в конструкторском бюро СКБ-2 под руководством Г.Н. Москвина в целях повышения огневой мощи танка KB- 1С. Общее руководство осуществлял Ж .Я.Котин. Ведущим инженером машины был Н.Ф. Шашмурин. При разработке машина имела заводское обозначение «Объект 238». Два опытных образца танка были собраны на Опытном заводе № 100 в июле 1943 г., один из которых в периоде 21 по 24 августа 1943 г. совместно с опытным танком «Объект 239» прошел полигонные испытания на Гороховецком АНИОПе. На вооружение не принимался и в серийном производстве не состоял.

Танк КВ-85Г («Объект 238»). Боевая масса — 42,5 т; экипаж — 5 чел; оружие: пушка — 85 мм. 3 пулемета -7,62 мм; броня — противоснарядная; мощность двигателя — 520 л.с. (382 кВт); максимальная скорость — 42 км/ч

Танк был создан на базе серийного танка KB-1С и отличался от него установкой в серийной башне с диаметром опоры 1540 мм более мощной танковой пушки, разработанной ЦАКБ ИКВ под руководством В.Г. Грабима и изготовленной заводом № 9 ИКВ. В состав экипажа машины входили мять человек, высота линии огня — 2070 ММ. Для наводки спаренной установки в цель применялись приводы наводки от серийного тапка KB-1С. При стрельбе использовались телескопический прицел 10Т-15 и перископический прицел ПТ4-15. Углы наводки спаренной установки оружия составляли от -3°30′ до +15°. Практическая скорострельность в танке составляла 8-10 выстр./мин. Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 12,5 км. Броневая защита корпуса и башни, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование и средства связи были такими же, как на танке KB-1С. В результате проведения сравнительных испытаний танка КВ-85Г («Объект 238») с опытным танком «Объект 239», вооруженным 85-мм пушкой Д-5Т-85, установленной в башне с расширенной опорой, было выявлено, что монтаж 85-мм пушки С-31 в штатной башне танка КВ-1С не обеспечивает нормальных условий работы экипажа, особенно при заряжании пушки. В результате сокращения полезного объема башни для размещения командира танка практически не было места.


Танк «Объект 239» был разработай весной 1943 г. на ЧКЗ конструкторским бюро СКБ-2 под общим руководством Ж.Я. Котина с целью повышения огневой мощи танка KB-1С. Опытный образец танка был собран на заводе ЛУ 100 в июле 1943 г. и в период с 21 по 24 августа 1943 г. прошел полигонные испытания на Горохокспком ЛППОПе. После устранения недостатков, выявленных в ходе проведения испытаний, танк ПОД маркой КВ-85 был принят на вооружение и поставлен на серийное производство до начала серийного выпуска танков ИС-85 (ИС-1).

Танк «Объект 239». Боевая масса — 46 т; экипаж — 4 чел; оружие: пушка — 85 мм, 3 пулемета -7.62 мм; броня — противоснарядная; мощность двигателя — 520 л.с. (382 кВт); максимальная скорость — 35 км/ч

Опытный танк отличался от серийного танка KB-1С, прежде всего. новой конструкцией башни с более мощным вооружением, конструкцией силовой установки и численностью экипажа. Машина имела классическую схему общей компоновки. Отделение управления располагал ось в передней части танка. 15 нем размешался механик-водитель, рабочее место стрелка-радиста и люк в крыше отделения управления были упразднены, а радиостанция перенесена в корму башни. Установка пулемета в шаровой опоре и верхнем лобовом листе корпуса была заменена курсовым пулеметом, размещавшимся справа от механика-водителя. Для наблюдения за полем боя в лобовом листе перед механиком-водителем имелся смотровой лючок, закрывавшийся броневой пробкой со смотровой щелью с триплексом, а в крыше отделения устанавливались одна смотровых прибора МК-4. Слева и справа от механика-водителя размещались топливные баки, которые были перенесены из боевого отделения. Боевое отделение размещалось в Средней части корпуса и в башне. Конструкция башни с установленным вооружением была заимствована у опытного танка «Объект 237» № 1. Слева от пушки располагались наводчик и за ним командир танка, справа — заряжающий. Над командиром танка на крыше башни устанавливалась неподвижная командирская башенка с входным люком, закрывавшимся двухстворчатой броневой Крышкой. По периметру командирской башенки были сделаны смотровые щели с триплексами. Кроме того, в одной из створок крышки люка командира устанавливался смотровой перископический прибор МК-4. Второй аналогичный смотровой прибор устанавливался в крыше башни у заряжающего. Для посадки и выхода экипажа из машины служили два люка: один в командирской башенке и второй — в крыше башни, над рабочим местом наряжающего. В моторном отделении на подмоторной раме вдоль продольной оси тапка устанавливались двигатель, водяные и масляный радиаторы (вдоль бортов) и два комбинированных воздухоочистителя.

Установка более мощной пушки и усиление броневой защиты башни существенно повысили боевые свойства танка. Однако недостаточная надежность агрегатов трансмиссии снижала его боевой потенциал.


Танк KB-100 был создан и изготовлен в декабре 1943 г. и в период с 22 по 28 января 1944 г. прошел испытания на Гороховецком АНИОПе. Изготовление опытного образца было связано с проработкой вопроса о возможности установки на тяжелый серийный танк более мощного оружия, чем 85-мм танковая пушка. На вооружение и в серийное производство танк КВ-100 не принимался из-за крупных недостатков установки вооружения и тесноты расположения экипажа в башне.

Танк КВ-100. Боевая масса — 46,5 т; экипаж — 4 чел; оружие: пушка — 100 мм, 3 пулемета — 7,62 мм; броня — противоснарядная; мощность двигателя — 600 л.с. (441 кВт); максимальная скорость — 34 км/ч

Опытный образец танка был создан на базе серийного танка КВ-85 и отличался от него установкой в модернизированной башне 100-мм мушки С-34 конструкции и производства ЦАКБ НКВ. В связи с тем, что пушка С-34 имела горизонтальный полуавтоматический затвор, для удобства работы заряжающего его рабочее место было перенесено в левую часть башни, а рабочие места командира танка и наводчика — в правую. Соответственно командирская башенка была установлена в правой части крыши башни. Для наблюдения за полем боя командир машины использовал смотровые щели, располагавшиеся по периметру командирской башенки и поворотный смотровой прибор МК-4, устанавливавшийся в одной из створок крышки люка. Аналогичный смотровой прибор устанавливался в крыше башни для наводчика. Экипаж танка состоял из четырех человек.

100-мм пушка С-34 устанавливалась в башне вместе со спаренным 7,62-мм пулеметом ДТ, который располагался слева от нее. Длина ствола пушки составляла 55.9 калибра. Наводка спаренной установки вооружения в цель осуществлялось с помощью танкового телескопического прицела ЮТ, устанавливавшегося сирина от пушки. Углы вертикальной наводки составляли от -3 до +18*30′. Максимальная длина отката не превышала 450 мм. Масса качающейся части с бронировкой составляла 3000 кг. Стрельба велась унитарными выстрелами с бронебойными и осколочно-фугасным снарядами. Масса бронебойного снаряда составляла 15.6 кг, заряда 5,27 кг. Па дальности 500 м бронебойный снаряд с начальной скоростью 900 м/с пробивал броню толщиной 160 мм, расположенную вертикально. Масса осколочно-фугасного снаряда составляла 29.8 кг. Второй пулемет ДТ — курсовой, был жестко закреплен в лобовом листе корпуса справа от механика-водителя, который вел из него неприцельную стрельбу, используя кнопку электроспуска, располагавшуюся в правом рычаге управления бортовым фрикционом. Третий — тыльный пулемет ДТ в шаровой опоре кормовой ниши башни не устанавливался. В боекомплект танка входили 31 унитарный выстрел к пушке, 2331 патрон (37 дисков) к пулеметам ДТ. Броневая защита была противоснарядной. дифференцированной. Корпус танка сваривался из броневых листов толщиной 20, 30, 40, 60 и 75 мм Его конструкция, расположение люков, лючков и отверстий, предназначавшихся для доступа к узлам и агрегатам моторного и трансмиссионного отделений, но сравнению с корпусом танка КВ-85 (КВ-1С) остались без изменений. Для защиты опоры башни на крыше корпуса были приварены броневые сегменты. Передний лист имел небольшой угол наклона вперед. Литая неподвижная командирская башенка была вварена в правой части крыши над рабочим местом командира танка. Второй входной люк в крыше башни располагался слева от командирской башенки над рабочим местом заряжающею. В передней части крыши над казенником пушки было сделано отверстие пол установку вентилятора боевого отделения, закрывавшееся сверху приварным броневым колпаком. Антенный ввод устанавливался справа от командирской башенки. Впереди командирской башенки в крыше башни перед рабочим местом наводчика имелось отверстие для установки перископического смотрового прибора МК-4. В боковых стенках башни были сделаны отверстия для стрельбы из личного оружия, которые закрывались броневыми пробками.


Так-же был проект танка КВ-1 с ракетами БМ-13, но дальше чертежа дело не пошло:

Рубрика: История танков | Метки: | Ваш отзыв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *